Пятый кассационный суд утвердил приговор ЛГБТК-юношам из Чечни, братьям Салеху Магамадову и Исмаилу Исаеву по делу об участии в незаконном вооруженном формировании (ч. 2 ст. 208 УК). Об этом ОВД-Инфо сообщила «Кризисная группа СК SOS».
Судья решил изъять из материалов дела показания полицейских, но оставил без изменения наказания: шесть лет колонии общего режима Исаеву и восемь лет лишения свободы Магамадову с отбыванием одного года в тюрьме, а остального срока — в колонии строгого режима.
По версии следствия, осенью 2020 года братья дважды передали пакет с продуктами боевику Рустаму Борчашвили. Подробнее о деле писала «Медиазона».
Приговор вынес Ачхой-Мартановский районный суд Чечни 22 февраля, 11 мая Верховный суд Чечни оставил его в силе.
Исаева и Магамедова задержали в Нижнем Новгороде в феврале 2021 года и вывезли в Чечню. На протяжении двух недель после задержания к ним не пускали защитников, а на их родственников оказывали давление. Позже братья рассказали о пытках. В СИЗО они провели год.
Один из братьев гей, другой — трансгендер на гормональной терапии, писала «Новая газета». Они переехали из Чечни в Нижний Новгород из-за пыток, которым подверглись после задержания в апреле 2020 года. Исаев и Магамадов администрировали чат «Осал Нах 95», в котором критиковали власти Чечни. Их и других подростков принудили к извинениям с помощью пыток.
После вступления приговора в силу Салеха Магамадова этапировали в тюрьму «Владимирский централ», а Исмаила Исаева — в ИК-11 Краснодарского края. Порядка полутора месяцев адвокатов не допускали к Магамадову, адвокат Александр Немов смог встретиться со своим подзащитным 17 августа. На встрече Немова с подзащитным присутствовал сотрудник тюрьмы. Он запрещал задавать вопросы, которые, по его мнению, не относятся к юридической помощи. Исаева как минимум дважды помещали в штрафной изолятор.
- Исмаила Исаева задерживали в августе 2019 года из-за картинки с флагом ЛГБТ в телефоне, от его родителей потребовали 300 тысяч рублей выкупа. Подробно о том, что им пришлось пережить, рассказала их мать Зара Магамадова в интервью «Медузе».