Правозащитник Грегори Маркус Северин Винтер (прежнее имя — Григорий Винтер) рассказал о давлении со стороны администрации СИЗО Череповца, в котором он находился по делу о «фейках» про российскую армию (п. «д» ч. 2 ст. 207.3 УК) до перевода под домашний арест. Соответствующее письмо Винтера опубликовал в своем канале политик Евгений Доможиров; подлинность письма подтвердил адвокат от ОВД-Инфо Сергей Тихонов, который защищает интересы обвиняемого.
По словам Винтера, 26 августа его вызвали в кабинет для беседы с оперативником, который представился Дмитрием Сергеевичем. «Данное лицо в ультимативной форме потребовало, чтобы я по предложенному образцу написал заявление, что я „опущенный“», — рассказывает правозащитник. В заявлении оперативник требовал указать, что мужчина считает необходимым перевод в соответствующую камеру. Винтер сообщает, что после того как он отказался писать заявление, его пять раз избили, пытали и поместили в одиночную камеру спецблока.
Винтер также предполагает, что он — не единственный, кого сотрудники СИЗО пытались вынудить написать подобное заявление. По его информации, 30 августа в учреждении обнаружили повешенным заключенного Андрея Зобина, которого вынудили написать аналогичный текст. «Считаю принуждение к заявлению о том, что заключенный является „опущенным“, пытками», — пишет правозащитник. Он также обвиняет следственный отдел СУ СК по Череповцу в сокрытии фактов насилия в СИЗО.
Прежде Винтер жаловался на условия содержания в СИЗО, в частности, писал, что из-за низкой температуры оглох на одно ухо, ему не передают необходимых лекарств, а также нерегулярно предоставляют питание. Суд отказал ему в удовлетворении иска о нарушении условий содержания в СИЗО. В октябре суд перевел его по домашний арест, однако прокуратуре удалось обжаловать это решение. Винтер останется под домашним арестом до 15 ноября. До этой даты суд должен заново рассмотреть ходатайство следствия о продлении меры пресечения для правозащитника.
Дело против Винтера возбудили из-за комментариев о действиях российских солдат в Буче и Ирпене, опубликованных во «ВКонтакте».
- Дело о «фейках» про армию — не первый случай преследования Винтера. В марте 2018 года на правозащитника у его собственного дома напал неизвестный. Правозащитник уверен, что нападение организовали местные власти из-за его участия в спасении Пуловского леса. Кроме того, в 2020 году против Винтера возбудили уголовное дело о «фейках» про коронавирус (ст. 207.1 УК). Суд назначил ему два года ограничения свободы. В августе того же года наказание заменили на полгода исправительных работ. Винтера также преследовали по статье о неуважении к суду. Ему вменяли оскорбление судьи (ч. 2 ст. 297 УК) и участников судебного разбирательства (ч. 1 ст. 297 УК).
- С 24 февраля — первого дня «спецоперации» в Украине — жители российских городов ежедневно выходят на антивоенные акции и говорят о трагедии в сети. Антивоенные выступления и высказывания становятся поводом для уголовного преследования. На данный момент фигурантами уголовных дел, возбужденных из-за протеста против войны с Украиной, стали более 320 человек. Подробнее об этом — в нашем гиде.
- Статью 207.3 включили в Уголовный кодекс в марте 2022 года — таким образом власти отреагировали на антивоенные выступления и высказывания, а также распространение информации о войне, не исходящей из официальных российских источников. Максимальное наказание по статье — 15 лет лишения свободы.