Железнодорожный районный суд Симферополя 20 марта аннулировал адвокатские лицензии крымскотатарских адвокатов Лили Гемеджи и Рустема Кямилева. Об этом сообщают «Ґрати».
Суд также взыскал с юристов госпошлину 30 тысяч рублей. Этому предшествовал долгий процесс, в котором участвовали юристы, адвокатские палаты Крыма и Чечни, а также Федеральная палата адвокатов.
Статусы адвоката Гемеджи и Кямилев получили в адвокатской палате Чечни в 2018 и 2019 годах, но после решили перевестись в адвокатскую палату Крыма, где они жили и работали. Для этого юристы сдали адвокатские удостоверения и получили справки, выданные Минюстом Чечни, которые, в случае положительного решения, должны были поменять на новые адвокатские удостоверения в Крыму.
Однако спустя несколько месяцев им отказали, после чего, летом 2022 года, чеченская палата по требованию местного Минюста лишила юристов адвокатской лицензии. Формальной причиной для этого стало то, что Крымская палата рассматривала их заявки о вступлении дольше предельно допустимого срока. Кроме того, их адвокатские статусы в Чечене назвали «небезупречными».
Гемеджи и Кямилев обратились в суд. По их мнению, решение палаты дискриминационно, и за ним стоят крымские управления ФСБ и МВД. Юристы требовали признать отказ в принятии в Адвокатскую палату Крыма незаконным.
Представитель АП Крыма заявил, что статусы Гемеджи и Кямилев получили незаконно — и подал встречный иск к адвокатам и АП Чечни в качестве соответчика. Сперва суд отказался принимать ответный иск на основании того, что адвокаты не имеют отношения к решению АП Чечни о выдаче адвокатского статуса, однако на следующем заседании суд принял иск. Это произошло, несмотря на то, что претензии одной палаты к другой должен рассматривать не суд общей юрисдикции, а арбитражный суд. Во второй раз к иску добавилось требование сдать справки, полученные в Минюсте Чечни при сдаче адвокатских удостоверений.
В декабре 2022 года Совет Федеральной палаты адвокатов рассмотрел дело Лили Гемеджи. Президент палаты согласился, что ее лишили статуса с нарушениями и отменил решение чеченской палаты. Тем не менее Федеральная палата не высказалась о причине лишения статуса, а отмена решения носила формальный характер, считает Гемеджи.
Более того, когда Федеральная палата направила свои письменные объяснения в Железнодорожный суд Крыма, выяснилось, что та просила отказать в удовлетворении иска юристов, а иск палаты Крыма — удовлетворить. Это суд и сделал 20 марта 2023 года.
«Таким образом они отсекают независимых адвокатов, которые пытаются отстоять истину в суде, показывая несостоятельность определенных уголовных дел. Там нет доказательств, есть политический заказ. Они открывают „ящик Пандоры“, — прокомментировал итоги суда Рустем Кямилев.