По всей России в рамках уголовных дела о диверсиях на железных дорогах задержали не менее 66 человек, большинство из которых — школьники или студенты. Свое исследование об этом опубликовало издание «Медиазона».
Согласно данным издания, большинство таких дел возбудили с января 2023 года — после того как Госдума приняла поправки, касающиеся диверсий и дополняющие закон тремя новыми статьями: содействие диверсионной деятельности (ст. 281.1 УК), прохождения обучения для диверсионной деятельности (ст. 281.2) организация диверсионного сообщества (281.3 УК). Основная статья о диверсии (ч. 1 ст. 281 УК) подразумевает наказание до 15 лет лишения свободы.
«Медиазона» пишет, что треть фигурантов подобных дел — это школьники. Практически всем остальным задержанным менее 25 лет. Основной целью фигурантов этих дел, по сообщениям силовиков, обычно являются релейные шкафы, при помощи которых регулируется движение на железных дорогах; курируют их третьи лица через мессенджеры. Всего правоохранительные органы расследуют не менее 27 уголовных дел, в которых могут быть по несколько фигурантов.
Из расследования стало известно о пяти уголовных делах по диверсионным статьям, про которые ОВД-Инфо ранее не писал:
- Дело Евгения Елизарова, которому вменяют диверсию в виде поджога двух металлических шкафов на железнодорожной станции «Москва-Сортировочная». Кроме того, как утверждает следствие, он вступил в сговор с неустановленными лицами и, получив координаты и денежные средства, поджег другой релейный шкаф на станции «Солнечная» Киевского направления Московской железной дороги. Молодой человек с декабря 2022 года находится в московском СИЗО.
- Дело восьми подростков из Калининграда. В феврале «Вести-Калининград» сообщили, что ученик одной из местных школ получил инструкции от третьих лиц и вместе с 7 друзьями поджог релейный шкаф. Свои действия они сняли на видео. Ущерб от поджога оценили почти в полмиллиона рублей.
- Дело троих жителей Улан-Удэ, которых задержали в январе из-за поджога оборудования железной дороги в границах города. По информации «Медиазоны», их зовут Евгений Горбунов и Константин Колесников, третьему менее восемнадцати лет.
- Дело Самвела Погосяна и Алексея Кочеткова из Саратова, которых подозревают в поджогах релейных шкафов. В середине марта местные СМИ опубликовали оперативное видео ФСБ, на котором один из задержанных говорит, что задание поджечь шкаф ему дали через объявление в одном из телеграм-каналов.
- Дело Владлена Меньшикова в Свердловской области. Следствие считает, что он установил перемычки на железнодорожных путях для того, чтобы поезда с российской бронетехникой сошли с рельсов. В сентябре прошлого года телеграм-канал Ural Mash опубликовал видео допроса Меньшикова, на котором он, возможно, под давлением, заявляет о своем «отрицательном отношении к специальной военной операции» и говорит о свержении российской власти военным и насильственным путем.
В своем исследовании «Медиазона» пишет, что во многих случаях дела изначально возбуждали по менее тяжким статьям, а потом переквалифицировали на тяжкие статьи, такие как теракт (205 УК) или диверсия. Так произошло с четырьмя жителями Пензенской области, которым из-за поджогов на железной дороге изначально вменили повреждение имущества (ч. 2 ст. 167 УК), подразумевающее наказание до 5 лет лишения свободы. Дело переквалифицировали на диверсию, повлекшую причинение значительного ущерба (п. «б» ч. 2 ст. 281 УК).
Текст новости изменен.