Ставропольский краевой суд отказал фигурантам дела о протестах в Ингушетии в отводе судей по делу и адвокатов по назначению. Об этом сообщает Центр защиты прав человека «Мемориал».
Суд рассматривал апелляцию по делу лидеров ингушской оппозиции Малсага Ужахова, Ахмеда Барахоева, Мусы Мальсагова, Бараха Чемурзиева, Багаудина Хаутиева, Исмаила Нальгиева и Зарифы Саутиевой, которых следствие считает организаторами столкновений с силовиками, произошедших во время протестов в Магасе в 2019 году.
Иск об отводе судей подала защита подсудимых, его поддержали все адвокаты, включая адвокатов по назначению. По мнению защиты, судьи тайно общались с прокурорами вне заседания. Адвокат Башир Точиев еще 10 апреля ходатайствовал о предоставлении записей с видеокамер в здании, чтобы доказать свои слова о сговоре, однако ответа не получил.
Подсудимые также потребовали отвода адвокатов по назначению на основании того, что их присутствие в процессе является незаконным. Адвокаты по назначению согласились с ходатайством, отметив: «Как адвокаты, с которыми подсудимые отказываются говорить, могут защищать этих подсудимых?» Тем не менее суд отклонил и это ходатайство.
Адвокат Беков также потребовал отвода председательствующего судьи. Это ходатайство судьи также отклонили.
В декабре 2021 года Кисловодский городской суд приговорил Ахмеда Барахоева, Мусу Мальсагова и Малсага Ужахова к девяти годам колонии, Исмаила Нальгиева, Багаудина Хаутиева и Баруха Чемурзиева — к восьми годам, а Зарифу Саутиеву — к семи годам и шести месяцам колонии общего режима. Ровно такие сроки запрашивала для обвиняемых прокуратура.
Кроме перечисленных сроков, Барахоеву, Мальсагову и Ужахову назначили полтора года ограничения свободы и запрет занимать должности в общественных организациях на пять лет; Нальгиеву, Хаутиеву и Чемурзиеву — ограничение свободы на шесть месяцев с запретом занимать должности в общественных организациях от трех до четырех лет; Зарифе Саутиевой — ограничение свободы на семь месяцев и запрет на должности в общественных организациях в течение трех лет.
Лидеров протеста в Ингушетии признали виновными по статье об организации опасного для жизни насилия в отношении полицейских (ч. 2 ст. 318 УК с применением ч. 3 ст. 33 УК). Кроме того, Барахоеву, Ужахову и Мальсагову вменили организацию деятельности экстремистского сообщества (ч. 1 ст. 282.1 УК), а остальным — участие в ней (ч. 2 ст. 282.1 УК).
Барахоева и Ужахова также признали виновными в причастности к некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан (ст. 239 УК). Барахоева ранее обвиняли также в неисполнении обязанности об уведомлении о наличии второго гражданства (ст. 330.2 УК), но это обвинение с него сняли в связи с истечением срока давности.
Правозащитный центр «Мемориал» признал фигурантов «ингушского дела» политическими заключенными.
Изначально в новости был неверно указан суд, который рассматривает дело. Приносим извинения за ошибку.
- В сентябре 2018 года власти Ингушетии и Чечни подписали соглашение об изменении границы между республиками, после чего в Ингушетии начались протесты. 26 марта 2019 года на митинг в Магасе вышли около 10 тысяч человек. Порядка двух тысяч протестующих остались на площади на всю ночь. Утром их стали разгонять, в результате чего между силовиками и протестующими произошли столкновения.
- По данным Правозащитного центра «Мемориал» на 11 октября 2021 года, в связи с митингом 2019 года в Магасе к уголовной ответственности привлекли 52 человек, в отношении трех из них преследование прекратили. Более 37 фигурантов «ингушского дела» приговорили к срокам от пяти месяцев до девяти.