Житель Симферополя (Крым) Кирилл Баранник, арестованный по уголовному делу о диверсии (ст. 281 УК) на железной дороге в районе поселка Почтовое, рассказал о пытках. Это передает украинское издание Ґрати.
30 мая сотрудники ФСБ задержали Баранника на набережной в Симферополе, надев ему на голову мешок. Молодого человека отвезли на допрос, в ходе которого он признался в совершении диверсии в поселке Почтовое 23 февраля.
Уже после признания вины Баранника начали пытать: «Усадив на стол, связали руки и ноги скотчем и подключили электрические провода, по которым шел ток к пальцам рук, от чего у меня остались электрометки, наличие которых должно быть зафиксировано в ходе медосвидетельствования, проведенного мне в СИЗО № 2. В ходе пыток на голове у меня была маска. Пытки током продолжались около часа».
На следующий день силовики составили протокол задержания Кирилла Баранника, датировав его 31 мая. При этом мать крымчанина подтверждает, что ее сына задержали 30 мая.
Киевский районный суд Симферополя 1 июня поместил Баранника в СИЗО-2.
Ночью на 6 июня сотрудники ФСБ вывезли задержанного из изолятора и пытали электричеством около трех или четырех часов. Силовики требовали от молодого человека признаться также в подрыве железной дороги у села Чистенькое 18 мая. Однако Баранник отказался это делать.
Ночью на 10 июня Кирилла Баранника снова вывезли из СИЗО и пытали около шести часов. «Сначала меня пытали током, подключая электрические клеммы к пальцам рук, ног, мочкам ушей и ягодицам. Угрожали изнасилованием палкой, потом избивали руками и ногами по туловищу и голове, в результате чего, как я предполагаю, сломали ребро с правой стороны. Так же после этого избиения у меня сильно болят почки и частично потеряна чувствительность в кисти правой руки», — рассказал молодой человек.
Адвокат Баранника Алексей Ладин, который посетил подзащитного в СИЗО, подтвердил, что видел на его теле ожоги, опухоли и синяки.
Кроме того, Баранник рассказал, что силовики угрожали убить его мать.
Следователь по делу Кирилла Баранника Александр Лавров также допрашивал и избивал крымского художника Богдана Зизу, осужденного на 15 лет по «антивоенному делу».
- Диверсии на железных дорогах в Крыму становятся поводом для обысков в домах крымчан. Силовики приходили к ним домой 2 марта, 10 марта, 11 марта и 12 марта в связи с повреждением железнодорожного полотна в поселке Почтовое. А в мае крымский татарин Мамбет Асан-Уста рассказал, что его похитили и допросили по делу о диверсии на железной дороге в селе Чистенькое.
- До начала полномасштабной войны с Украиной в России редко судили по статье о диверсиях (ст. 281 УК) — за последние десять лет суды выносили по несколько приговоров в год, выяснила «Медиазона». С осени 2022 года силовики стали регулярно возбуждать уголовные дела по этой статье: журналисты издания изучили известные материалы и выяснили, что почти в трех четвертях из них говорится о повреждении релейных шкафов на железных дорогах. Кроме того, в конце 2022 года наказание за диверсии ужесточили: в УК ввели три новых связанных статьи, одна из которых предполагает пожизненное лишение свободы.