Мать чеченских активистов Зарему Мусаеву приговорили к пяти с половиной годам колонии общего режима по делу о мошенничестве и применении насилия к полицейскому. Об этом сообщает «Команда против пыток».
Именно о таком наказании просил прокурор.
Утром в день приговора адвоката Мусаевой Александра Немова и журналистку Елену Милашину избили неизвестные. Из-за полученных травм, среди которых ножевое ранение ноги, Немов не смог присутствовать на заседании. Защита просила отложить оглашение приговора, но суд отклонил ходатайство. Интересы Мусаевой представлял другой адвокат «Команда против пыток» Александр Савин.
В январе 2022 года Мусаеву насильно вывезли из Нижнего Новгорода в Чечню, якобы на допрос по делу о мошенничестве. Там женщине назначили 15 суток ареста по статье о мелком хулиганстве (ч. 1 ст. 20.1 КоАП), а позже предъявили обвинения и в мошенничестве в крупном размере (ч. 3 ст. 159 УК), и в применении насилия к полицейскому (ч. 2 ст. 318 УК).
Как писал «Комитет против пыток», следствие утверждает, что Мусаева вместе с «подельницей» в 2017 году реализовала мошенническую схему, связанную с потребительскими кредитами, а после доставления в Грозный для допроса расцарапала полицейскому щеку.
В феврале 2022 года суд в Грозном отправил женщину в СИЗО, где она находится до сих пор. Мусаева не признает свою вину.
Дело о мошенничестве строится на показаниях другой обвиняемой, которую после заключения сделки со следствием отпустили из СИЗО. Часть свидетелей, утверждавших, что Мусаева напала на полицейского, очевидцами не были и якобы узнали о случившемся со слов коллег. Видеозаписи из отдела следствие не предоставило — более того, сотрудники отдела утверждали, что трансляция с камер видеонаблюдений не сохраняется, тогда как, по информации на сайте госзакупок, записи должны были храниться минимум 14 дней.
Потерпевшему полицейскому, по версии следствия, Мусаева нанесла пальцами восемь ссадин и одну рану на лице — это квалифицировали как насилие, опасное для жизни или здоровья. Минздрав ответил на адвокатский запрос, что раны и ссадины сами по себе не причиняют вреда здоровью, если они не воспалились или не нагноились. Эксперт Масхуд Чумаков посчитал, что сам факт перевязки свидетельствует о нанесении вреда здоровью. Кроме того, в его экспертном заключении адвокаты обнаружили фразу «обсудить на форуме», что говорит о том, что часть документа неаккуратно скопировали из интернета.
В апреле адвокаты Мусаевой заявляли о фальсификации доказательств, указывавших на обнаружение крови потерпевшего под ногтями женщины: защитники указывали, что связи между срезами ногтя, взятыми у Мусаевой, и теми, которые исследовались, в материалах дела не было представлено.
За полтора года нахождения в СИЗО у Мусаевой начались серьезные проблемы со здоровьем. В начале июня из-за болей в спине она практически не могла передвигаться. Кроме того, женщина страдает диабетом 2-го типа и рядом сопутствующих заболеваний, требующих постоянного медицинского наблюдения. Адвокаты Мусаевой сообщали, что у нее случаются острые гипертонические кризы, иногда сопровождающиеся потерей сознания.
Несмотря на это, Мусаевой продолжают отказывать в тщательном обследовании и госпитализации. 5 июня ее поместили в больницу на плановое обследование, но уже на следующий день женщина вернулась в СИЗО. 15 июня Мусаева сообщила об улучшении самочувствия. По словам женщины, ее обследовали врачи и взяли у нее анализы.
- Зарема Мусаева — жена федерального судьи в отставке Сайди Янгулбаева, их старший сын Абубакар Янгулбаев работал юристом в «Комитете против пыток», его и других сыновей власти также подозревают в причастности к чеченскому оппозиционному каналу 1ADAT. Членов семьи преследуют в течение многих лет. «Эту семейку ждет место либо в тюрьме, либо под землей», — так в своем телеграм-канале высказывался Рамзан Кадыров.
- В 2015 году Сайди Янгулбаева и его старших сыновей Ибрагима и Абубакара Янгулбаевых пытали в Чечне — об этом рассказывал Ибрагим.
- В 2017 году Ибрагима отправили в СИЗО по делу о возбуждении ненависти и вражды (ч 1 ст. 282 УК) к «русским военнослужащим» и отпустили в начале 2019 года после частичной декриминализации этой статьи. Во время нахождения под стражей 2 июля 2018 у него появились острые симптомы аппендицита, но операцию ему провели лишь 11 июля, когда развились серьезные осложнения. Уже 20 июля его вернули в камеру, где не давали возможность соблюдать послеоперационную диету.
- В конце 2021 года у Абубакара Янгулбаева в квартире в Пятигорске прошел обыск, после этого его допросили сотрудники полиции. Тогда похитили его родственников в Чечне: позже их отпустили, но 19 января как минимум два человека все еще оставались похищенными.