Следствие потребовало заочно арестовать правозащитника и бывшего политзаключенного Ивана Асташина по делу об оправдании терроризма (ч. 2 ст. 205.2 УК). На карточку дела обратила внимание «Медиазона».
В декабре 2023 года МВД добавило Асташина в базу розыска, но тогда не была известна статья, по которой преследуют правозащитника.
В апреле этого года Минюст добавил Асташина в реестр «иноагентов», из-за того, что мужчина «выступал против специальной военной операции на Украине. Распространял недостоверные сведения, направленные на формирование негативного образа Российской Федерации, а также Вооруженных Сил Российской Федерации. Призывал к участию в несогласованных митингах и пикетах. Принимал участие в создании и распространении для неограниченного круга лиц сообщений и материалов иностранных агентов, а также организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации».
Иван Асташин был фигурантом «дела АБТО», по которому отбыл 9 лет и 9 месяцев лишения свободы. Под конец срока ему назначили восемь лет административного надзора. Его обязали после освобождения дважды в месяц отмечаться в ОВД и запретили ему пребывать не по месту жительства с 22:00 до 6:00.
В конце февраля 2022 года Ивана Асташина задержали на антивоенной акции в Москве. Позже его оштрафовали на 10 тысяч рублей по статье о нарушении правил участия в публичном мероприятии (ч. 5 ст. 20.2 КоАП). Сразу после суда на бывшего политзаключенного составили протокол по статье о нарушении административного надзора (ст. 19.24 КоАП). В августе 2022 года стало известно, что мужчина уехал из России.
24 мая Суд заочно постановил арестовать Асташина, следует из обновления карточки на сайте.
Сам правозащитник рассказал, что ранее его адвокат отправил запрос в правоохранительные органы, чтобы получить информацию об уголовном деле, но ответ на него адвокат так и не получил. Тем не менее, по информации Асташина, поводом для возбуждения дела стал пост о подрыве автомобиля Захара Прилепина, опубликованный 6 мая прошлого года.
«Ещё один разжигатель войны и непосредственный её участник получил заслуженную бомбу — в Нижнем Новгороде взорвался автомобиль Захара Прилепина. Пишут, что „деятель“ тяжело ранен.
Напомню слова самого «писателя» (так по-прежнему многие СМИ называют Прилепина), сказанные им в 2019 году в интервью Алексею Пивоварову: «Я управлял боевым подразделением, которое убивало людей. В больших количествах»», — писал тогда Асташин.
«С российским государством уже давно всё понятно: оно терроризирует целые народы и никак не реагирует на призывы к массовым убийствам и пыткам своих оппонентов, зато когда кто-то хотя бы намекнёт на заслуженность кары для реальных убийц и международных преступников, сразу возбуждает дела о оправдании терроризма», — прокомментировал он новость о своем заочном аресте.
- «Дело АБТО» — уголовное дело о серии поджогов, которые ФСБ квалифицировала как террористическую деятельность. В рамках дела проходило десять молодых людей. Иван Асташин и его единомышленники в 2009 году бросили бутылку с зажигательной смесью в отдел ФСБ по Юго-Западному округу Москвы. Дело, возбужденное в связи с этим инцидентом, объединили с делом о поджогах имущества мигрантов и отделов полиции, в которых Асташин не участвовал. Следствие назвало его лидером «Автономной боевой террористической организации», фигуранты дела отрицали, что такая организация существовала в реальности. В 2012 году Асташина приговорили к 13 годам колонии строгого режима. Позднее срок смягчили до 9 лет и 9 месяцев.