Курский районный суд Ставропольского края отказал троим фигурантам «ингушского дела» в замене неотбытой части срока на наказание, не связанное с лишением свободы. Об этом сообщает «Кавказский узел» со ссылкой на защитников осужденных.
Заседания состоялись 8 и 22 мая, осужденные участвовали по видеосвязи. Ходатайство подавали Барах Чемурзиев, Исмаил Нальгиев и Багаудин Хаутиев. Все трое отбывают свои наказания в исправительной колонии № 6 в Курском районе Ставропольского края. В декабре 2021 года их приговорили к восьми годам колонии каждого по делу о протестах в Ингушетии 2019 года.
Осужденные находятся в заключении с весны 2019 года, и до сентября 2023 года их содержали в СИЗО. Свои ходатайства они подали в соответствии с частью 2 статьи 80 УК, согласно которой лицу, совершившему тяжкое преступление, после отбытия не менее половины срока можно заменить наказание на более мягкое.
Сторона защиты указала, что у Чемурзиева, Нальгиева и Хаутиева спокойные взаимоотношения с другими осужденными, они с уважением относятся к администрации и проходят профессиональное обучение. У них также есть пожилые родственники, которые нуждаются в опеке.
Всего в этом деле семь фигурантов, которых обвинение считает лидерами протеста в Ингушетии. Их всех признали виновными по статье об организации опасного для жизни насилия в отношении полицейских (ч. 2 ст. 318 УК с применением ч. 3 ст. 33 УК). Ахмеда Барахоева, Мусу Мальсагова и Малсага Ужахова приговорили к девяти годам колонии, Исмаила Нальгиева, Багаудина Хаутиева и Бараха Чемурзиева — к восьми годам, Зарифу Саутиеву — к семи годам и шести месяцам колонии общего режима.
Барахоева, Ужахова и Мальсагова также признали виновными в организации деятельности экстремистского сообщества (ч. 1 ст. 282.1 УК), а остальных — в участии в нем (ч. 2 ст. 282.1 УК). Кроме того, Ужахову вменили статью о создании некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан (ч. 2 ст. 239 УК). Этой организацией силовики считают ликвидированный в 2020 году Совет тейпов ингушского народа.
Кроме перечисленных сроков, Барахоеву, Мальсагову и Ужахову назначили полтора года ограничения свободы и запрет занимать должности в общественных организациях на пять лет; Нальгиеву, Хаутиеву и Чемурзиеву — ограничение свободы на шесть месяцев с запретом занимать должности в общественных организациях от трех до четырех лет; Зарифе Саутиевой — ограничение свободы на семь месяцев и запрет на должности в общественных организациях в течение трех лет.
Правозащитный центр «Мемориал» признал фигурантов «ингушского дела» политическими заключенными. Нальгиев и Саутиева в 2022 году заключили брак по мусульманскому обряду.
- В сентябре 2018 года власти Ингушетии и Чечни подписали соглашение об изменении границы между республиками, после чего в Ингушетии начались протесты. 26 марта 2019 года в Магасе прошел митинг против изменения границ — на акцию вышли порядка десяти тысяч человек. Две тысячи протестующих остались на площади на всю ночь. Утром их стали разгонять — в результате между силовиками и протестующими произошли столкновения.
- По данным Правозащитного центра «Мемориал», в связи с митингом 2019 года в Магасе к уголовной ответственности привлекли 52 человек. Почти через три года после митинга в деле появился 53-й фигурант. 41 жителя Ингушетии осудили по обвинению в насилии против силовиков, 8 лидеров ингушской оппозиции обвинены в организации этого насилия, создании экстремистского сообщества и участии в нём, один активист осужден по обвинению в подстрекательстве к неопасному для здоровья силовиков насилию. Преследование трех человек прекратили. В августе 2022 года суд также приговорил к условным срокам 12 полицейских, которые встали шеренгой между участниками митинга и росгвардейцами. Изначально в этом деле был еще один обвиняемый — Магомед Долиев, но в 2021 году его дело выделили в отдельное производство и приговорили мужчину к полутора годам условного срока. Все 13 полицейских были уволены со службы.