Уроженца Казани Михаила Балабанова, осужденного на четыре с половиной года заключения по обвинению в подготовке поджога военкомата в Невинномысске, в ночь на 6 июня этапировали в неизвестном направлении. Об этом пишет «Зона солидарности».
Правозащитники считают, что Балабанова могли отправить к месту исполнения наказания, несмотря на то, что его приговор еще не вступил в силу.
Приговор по статье о покушении на теракт (ч. 1 ст. 205 УК с применением ч. 1 ст. 30 УК) молодому человеку вынесли 22 мая. Согласно ему, первые два года своего заключения он проведет в тюрьме, а оставшиеся — в колонии строгого режима.
19 декабря 2022 года сотрудники ФСБ задержали его возле военкомата в Невинномысске. В тот же день в квартире, которую снимал молодой человек, прошел обыск: силовики обнаружили там «две бутылки предположительно зажигательной смеси неизвестного состава». По версии ФСБ, юношу завербовал человек, представившийся в переписке как «Бэн» и якобы работающий на Главное управление разведки Министерства обороны Украины. Именно по его указанию, утверждает ФСБ, житель Невинномысска приобрел средства для изготовления зажигательной смеси и планировал поджечь местный военкомат.
Позднее издание «Вот Так» выяснило, что за именем «Бэн» с большой вероятностью скрывается провокатор российских спецслужб. Вскоре после объявления мобилизации Балабанов попытался позвонить в украинский проект помощи в сдаче в плен «Хочу Жить». Ему не ответили, но позднее он получил сообщение в мессенджере якобы от представителя проекта. Тот представился «Бэном» и сказал, что может помочь уехать из России, если молодой человек соберет в Невинномысске информацию для проведения «какой-то акции». Кроме того, Бэн потребовал копии паспорта Балабанова, после чего поручил ему сфотографировать ряд объектов в городе и купить компоненты для зажигательной смеси. Именно по указанию «Бэна» фигурант дела приехал к военкомату 19 декабря: его уже поджидали силовики.
20 декабря 2022 года молодого человека отправили в СИЗО по подозрению в подготовке теракта группой лиц (п. «а» ч. 2 ст. 205 УК с применением ч. 1 ст. 30 УК). В ноябре 2023 года ФСБ завершила следствие по делу. Перед вынесением приговора часть статьи изменили на более легкую 1-ю, так как суд не усмотрел наличия отягчающего обстоятельства в виде совершения «преступления» группой лиц.
10 июня Михаил Балабанов находится в СИЗО-3 Новочеркасска (Ростовская область). Об этом стало известно «Зоне солидарности».
Пока не известно, куда молодого человека отправят дальше.
18 сентября Михаила Балабанова этапировали из СИЗО-3 Новочеркасска в Самару. Об этом сообщает «Зона солидарности». Точное его местоположение неизвестно.
28 сентября Балабанов временно находится в СИЗО-3 Челябинска. Об этом со ссылкой на отца заключенного сообщает «Зона солидарности».
Молодой человек рассказал в письме отцу, что находится в Челябинске четыре дня и чувствует себя хорошо, «жив и здоров». Правозащитники предполагают, что конечным пунктом этапа для Михаила Балабанова может стать тюрьма в Минусинске Красноярского края.
- С 24 февраля 2022 года — первого дня полномасштабного вторжения в Украину — жители российских городов ежедневно выходят на антивоенные акции и говорят о трагедии в сети. Антивоенные выступления и высказывания становятся поводом для уголовного преследования. На данный момент фигурантами уголовных дел, возбужденных из-за протеста против войны с Украиной, стали более 900 человек. Подробнее об этом — в нашей инфографике.
- С начала полномасштабной войны с Украиной в разных городах России происходят поджоги военкоматов и административных зданий, после объявления «частичной» мобилизации они участились. Глава МВД Владимир Колокольцев 2 апреля заявил, что за эти два года силовики установили 438 человек, причастных к таким поджогам. Некоторые из уголовных дел в связи с поджогами военкоматов, а также отделов полиции, ФСБ и административных зданий перечислены в нашем гиде по «антивоенному делу». ОВД-Инфо предполагает, что хотя бы часть из этих действий явилась ответом на военную агрессию со стороны России.
- «Зона солидарности» писала, что в своих показаниях обвиняемый заявлял об антивоенной позиции: «После начала войны в Украине я испытывал глубокие чувства дискомфорта, гнева, ненависти к руководству России, сожаления и сочувствия к гражданам Украины, по моему мнению, Россия напала на Украину. С данными чувствами и внутренними убеждениями я живу по настоящее время, Россия виновна в смерти украинцев и является оккупантом».