Европейский суд по правам человека присудил основателю «Первого отдела» Ивану Павлову 7500 евро компенсации, признав незаконными обыски, которые прошли у него в 2021 году. Об этом сообщает сам «Первый отдел».
ЕСПЧ отметил, что обыски проводили с нарушением гарантий деятельности адвоката и права на уважение частной и семейной жизни.
«Следователи предварительно не определили, какие документы они планируют найти и изъять. Обыски проводились в отсутствие независимых наблюдателей (представителей адвокатской палаты). Кроме того, судья Басманного районного суда г. Москвы, санкционировав обыск, не дала никаких указаний следователям о не нарушении адвокатской тайны при изучении и изъятии материалов у адвоката. Эти нарушения, установленные Судом, указывают на противоправные действия следователей», — отметила представитель Павлова в ЕСПЧ Каринна Москаленко.
В апреле 2021 года против Павлова, который защищал журналиста Ивана Сафронова, возбудили дело о разглашении данных предварительного следствия (ст. 310 УК). По версии силовиков, Павлов без согласия следователя передал журналистам «Ведомостей» копию постановления о привлечении своего подзащитного в качестве обвиняемого по делу о государственной измене. 30 апреля в офисе «Команды 29», отельном номере и квартире Павлова в Петербурге прошли обыски, после которых адвоката задержали.
- «Команда 29» специализировалась на защите свободы слова, вела дело Ивана Сафронова и ряд других уголовных дел о госизмене и шпионаже. 18 июля 2021 года «Команда 29», которую возглавлял Павлов, объявила о закрытии.
- В июне 2022 года Владимир Путин подписал закон, позволяющий российскому правительству не исполнять постановления ЕСПЧ, принятые после 15 марта 2022 года — дня, когда Россию исключили из Совета Европы. При этом Суд продолжил рассматривать жалобы на нарушения российских властей, которые произошли до 14 сентября 2022 года. С ними юристы все еще обращаются в ЕСПЧ, чтобы сохранить связь с Советом Европы, в который Россия, возможно, когда-нибудь захочет вернуться. Это также позволяет фиксировать нарушения и информировать европейские страны о масштабе нарушений прав человека в России.