Прокурор на прениях в Одесском районном суде Омской области потребовал приговорить 70-летнюю Анастасию Гордиенко к двум годам колонии общего режима по делу об антивоенных комментариях. Об этом ОВД-Инфо сообщил ее адвокат Андрей Огнев.
Женщину обвиняют по статье о повторной дискредитации российской армии (ч. 1 ст. 280.3 УК). Гордиенко вменяют несколько комментариев в «Одноклассниках», в том числе, фразу «Да, я хочу победы Украины над фашизмом, и что?..». Согласно заключению эксперта МВД, слова «Россия» и «фашизм» в ее высказывании представлены «как контекстуальные синонимы», а «Россия характеризуется как фашистское государство…».
Дискредитацию армии также обнаружили в еще одном комментарии со словами «Уже давно все известно, что пукин натворил со своей недоармией в Украине…». Эксперт посчитала, что «…референт лексемы „пукин“ определяется как президент РФ В. В. Путин» и «негативно оценивает образ президента».
На суде также выступил в качестве свидетеля глава администрации Одесского района. Он заявил, что Гордиенко восхваляет Украину, критикует власти России, вооруженные силы РФ и президента. Во время заседания 14 августа Анастасии Гордиенко стало плохо из-за высокого давления, ей вызывали скорую помощь. Во время заседания 15 августа у нее также повысилось давление.
Дело по 1-й части статьи 280.3 УК могут возбудить в том случае, если у человека есть уже как минимум одно решение по аналогичной административной статье (ст. 20.3.3 КоАП). Гордиенко привлекли к административной ответственности после того, как в октябре 2022 года она провела одиночный пикет в Омске у памятника Богдану Хмельницкому с плакатом «Матери, остановите войну». Пенсионерку задержали и продержали до вечера в отделе полиции, а вечером того же дня Октябрьский районный суд оштрафовал ее на 30 тысяч рублей по статье о дискредитации армии и еще на две тысячи рублей по статье о неповиновении полиции (ч. 1 ст. 19.3 КоАП).
После этого, писал в 2022 году сайт «Украинцы России. Кобза», силовики стали оказывать давление на Гордиенко. На следующий день после пикета полицейские приехали к ней домой и потребовали написать объяснительную в связи с тем, что она якобы хочет «кого-то поджечь или взорвать». Поводом стал телефонный разговор женщины с представителем сельсовета после объявления мобилизации — ей сказали, что ее сыну нужно явиться в военкомат. «Я так кричала: „Мой никогда не пойдет! Вы эту повестку можете себе знаете куда засунуть? Я вас подожгу, но мои дети не пойдут на эту войну!“» — рассказывала она. Гордиенко угрожали тогда делом об экстремизме или терроризме, но его не возбудили.
Анастасия Гордиенко с мужем живут в населенном пункте, основанном украинскими переселенцами начала прошлого века. Из-за боли в ногах она передвигается на костылях: на одной ноге ей провели эндопротезирование, на второй она ждет операцию. У мужа есть инвалидность из-за заболеваний органов дыхания и сердца. Ранее они вели фермерское хозяйство, но вынуждены были закрыть ферму, в частности, из-за низких закупочных цен на молоко.
В июне 2024 года домой к семье снова приходили с обыском — уже по уголовному делу Сергея Гордиенко. По неподтвержденной информации, против него также возбудили уголовное дело о повторной дискредитации армии.
Анастасия Гордиенко в настоящий момент находится под подпиской о невыезде из Одесского района; чтобы посетить врача, ей нужно получать разрешение следователя.
ОВД-Инфо подробно рассказывал о деле против Гордиенко.
- С 24 февраля 2022 года — первого дня полномасштабного вторжения в Украину — жители российских городов ежедневно выходят на антивоенные акции и говорят о трагедии в сети. Антивоенные выступления и высказывания становятся поводом для уголовного преследования. На данный момент фигурантами уголовных дел, возбужденных из-за протеста против войны с Украиной, стали более 1000 человек. Подробнее об этом — в нашей инфографике.
- Статью 280.3 (Публичные действия, направленные на дискредитацию вооруженных сил Российской Федерации) включили в Уголовный кодекс в марте 2022 года — таким образом правительство отреагировало на антивоенные выступления и высказывания, а также распространение информации о войне, не исходящей из официальных российских источников. 14 марта 2023 года Госдума приняла поправки, увеличивающие максимальное наказание по этой статье, с тех пор оно составляет семь лет лишения свободы.