Осужденной на шесть лет лишения свободы 20-летней Валерии Зотовой угрожают в ИК-3 Костромской области из-за отказа сотрудничать с администрацией. Об этом ОВД-Инфо рассказала ее мать.
По ее словам, некоторое время назад Зотову вызвала администрация колонии и предложила ей доносить на других заключенных. Девушка отказалась, а спустя некоторое время в учреждении стали распространяться слухи о том, что у нее якобы есть наркотическая зависимость.
Зотова опасается, что ее могут начать преследовать по наркотической статье (ст. 228 УК). В том числе, 20 августа две арестантки рассказали девушке, что ей хотят подкинуть наркотики.
В бараке Зотовой часто проводят обыски. Иногда оперативники проверяют только ее, при этом остальных заключенных не трогают: девушка после возвращения с работы в барак замечала, что силовики досматривали только ее вещи. По словам ее матери, раньше такие обыски происходили часто.
Также Зотова спит в колонии на верхнем ярусе кровати. Когда в ее бараке освободилось место на нижнем ярусе и девушка попросила разрешения занять его, ей отказали со словами «Ты что? У тебя такая статья!»
Кроме этого, администрации колонии сказала Зотовой, что ее никогда не снимут с профучета, на который поставили сразу после прибытия в учреждения. Как утверждали сотрудники, их могут уволить, если ограничение все-таки снимут.
В июне 2023 года Зотову приговорили к шести годам колонии общего режима по статье о покушении на теракт (ч. 1 ст. 205 УК с применением ч. 3 ст. 30 УК) — по версии силовиков, девушка пыталась поджечь пункт сбора помощи «по заданию ВСУ». В ноябре приговор утвердили в апелляции, а в июле 2024 года — в кассации.
Девушку задержали в феврале 2023 года у здания сельской администрации под Ярославлем. У нее тогда обнаружили пятилитровую бутылку бензина, чеки с заправки и зажигалку. В одном из телеграм-каналов опубликовали видео с «признанием» Зотовой в том, что она за 7 тысяч рублей передавала ВСУ координаты и фотографии зданий. На видео девушка выглядит подавленной, а также несколько раз уточняет у человека по другую сторону камеры, что именно она должна сказать.
Защита осужденной рассказывала о том, как ее склоняли к поджогу сотрудники ФСБ. Изначально, по версии следствия, с ней переписывался военный ВСУ, который убедил ее поджечь пункт гумпомощи. После этого Зотовой стала писать засекреченная свидетельница под псевдонимом «Герань», которая уговорила осужденную довести поджог до конца и даже вызвала ей такси.
Зотова находилась в СИЗО с момента задержания. Там на нее оказывали давление. В октябре девушка сообщала, что сотрудница ФСИН обвиняла ее в доведении сокамерницы до самоубийства. При этом Зотова и другие заключенные просили направить соседку в психбольницу — вместо этого ее отправили в карцер, где та повесилась. Девушка рассказывала, что та же сотрудница пыталась ее ударить и предлагала другим заключенным сигареты в обмен на компрометирующую ее информацию. После этого осужденную и всех ее сокамерниц водворили в карцер. Перед этим в камере прошел обыск.
В декабре 2023 года Зотову этапировали в ИК-3 Костромской области. Там на нее также оказывали давление, в том числе не оказывали медицинскую помощь. До ареста у девушки диагностировали сколиоз, хронический периодонтити дорсалгию, осложненную травмой, она испытывала постоянные боли в спине и деснах. При поступлении в колонию у Зотовой изъяли лекарства, ранее разрешенные в СИЗО. К врачу в колонии заключенная не могла попасть из-за графика своей работы. Ей также не выдавали обезболивающие и корсет для спины и угрожали перевести на строгие условия содержания.
Валерию Зотову можно поддержать, написав ей письмо через сервисы «Ф-письмо» и «Зонателеком»:
156511, Костромская обл., Костромской р-н, пос. Прибрежный, ул. Мира, д. 1, ИК-3,
Зотова Валерия Игоревна 2003 г. р.
28 ноября Валерии Зотовой не оказывают медицинскую помощь в колонии и насильно отправляют на работу, сообщает «Зона солидарности».
25 ноября заключенная заболела: увеличились лимфоузлы, опухла шея, болят горло и ухо, держится высокая температура. В медсанчасти ей дали сломанный градусник, который не показал температуру, а значит «она здорова и должна возвращаться на работу» шить зимние костюмы. Никакого лечения Зотовой не назначили.
Мать политзаключенной рассказала, что у дочери могут возникнуть осложнения и ей нужны антибиотики: прошлый раз с подобными симптомами ей приходилось выкачивать гной из шеи.
30 ноября После огласки Валерии Зотовой выдали больничный до среды и назначили постельный режим, она начала прием антибиотиков. Об этом со ссылкой на мать политзаключенной сообщает «Зона солидарности».
При этом проект отмечает, что из-за отсутствия своевременного лечения состояние девушки стало только хуже: лимфоузлы и гланды увеличены, отёк не спал.
Защитник Зотовой уже направил жалобу и будет настаивать на переводе девушки в больницу или на посещении квалифицированного врача.
- С 24 февраля 2022 года — первого дня полномасштабного вторжения в Украину — жители российских городов ежедневно выходят на антивоенные акции и говорят о трагедии в сети. Антивоенные выступления и высказывания становятся поводом для уголовного преследования. На данный момент фигурантами уголовных дел, возбужденных из-за протеста против войны с Украиной, стали более 1000 человек. Подробнее об этом — в нашей инфографике.
- С начала полномасштабной войны с Украиной в разных городах России происходят поджоги военкоматов и административных зданий, после объявления «частичной» мобилизации они участились. Глава МВД Владимир Колокольцев 2 апреля заявил, что за эти два года силовики установили 438 человек, причастных к таким поджогам. Некоторые из уголовных дел в связи с поджогами военкоматов, а также отделов полиции, ФСБ и административных зданий перечислены в нашем гиде по «антивоенному делу». ОВД-Инфо предполагает, что хотя бы часть из этих действий явилась ответом на военную агрессию со стороны России.
- Силовики также возбудили дело о призывах к экстремизму (ч. 2 ст. 280 УК) и оправдании терроризма (ч. 2 ст. 205.2 УК) против матери Зотовой, Светланы. Женщину преследуют из-за комментариев, размещенных под постами телеграм-каналов «Боец Анархист» и «Украина 24/7» . Ее приговорили к штрафу в 350 тысяч рублей и двухлетнему запрету администрировать сайты 7 декабря. Впоследствии штраф снизили до 330 тысяч рублей.