Основным свидетелем в деле об оправдании терроризма (ч. 2 ст. 205.2 УК) против правозащитника Ивана Асташина стал бывший сотрудник туристической полиции Владислав Лазарев. Об этом сообщает «Медиазона» со ссылкой на документы следствия.
Следовательнице Лали Чкадуа нужно было установить, что Асташин и автор телеграм-канала «Иван Асташин» — один и тот же человек. Оперативно-розыскное мероприятие «отождествление личности» подтвердило, что на аватарке канала стоит фотография правозащитника, но этого оказалось недостаточным, чтобы установить авторство постов.
После Чкадуа допросила экс-полицейского и предпринимателя в сфере ремонта Лазарева. Мужчина рассказал, что весной 2021 года он посетил «общественное мероприятие, которое больше похоже на квартирник», в районе станции метро Электрозаводская в Москве. Во встрече участвовали около 12 человек, она прошла на съемной квартире.
По его словам, сначала там обсуждали «развитие здорового образа жизни». Когда выяснилось, что ни у кого из собравшихся нет денег на осуществление «плана по взаимодействию с муниципальными органами», один из них стал высказывать «агрессивную позицию» против российских властей.
Как утверждал Лазарев на допросе, мужчина представился Иваном Асташиным, показал свой телеграм-канал «Иван Асташин» и сказал, что «за ним будущее». Он также якобы заявил, что решить проблемы в России можно только «путем открытой активной агрессии с использованием оружия». Этот человек также дал всем присутствовавшим сфотографировать название и никнейм канала и устно подтвердил, что он единственный администратор проекта.
На допросе Лазарев рассказал, что раньше работал в полиции. Как выяснила «Медиазона», в слитых базах данных до 2021 года в месте его работы указан первый оперативный полк полиции управления МВД Москвы, в состав которого входит туристическая полиция. «Медиазона» также позвонила Лазареву — он подтвердил, что номер принадлежит ему, но отказался разговаривать с журналистами.
Сам Иван Асташин не смог опознать Лазарева по фотографиям в его телеграме. По словам правозащитника, он ни разу не был в квартирах в районе метро Электрозаводская, когда жил в Москве с 2020 по 2022 года.
«Я этого человека первый раз вижу, я его вообще не знаю. Эти показания полностью выдуманы — от и до. Я не был ни на каком квартирнике, не был знаком с этим человеком, его показания понадобились, только чтобы связать меня с каналом „Иван Асташин“, ведь у следствия нет никаких доказательств, что этот канал веду именно я», — рассказал он «Медиазоне».
О том, что против Асташина возбудили новое уголовное дело, стало известно в декабре 2023 года, когда его объявили в розыск. В мае 2024 года мужчину заочно арестовали. Тогда же стало известно, что ему вменяют статью об оправдании терроризма. По информации Асташина, поводом для возбуждения дела стал пост о подрыве автомобиля Захара Прилепина, опубликованный 6 мая прошлого года.
«Ещё один разжигатель войны и непосредственный её участник получил заслуженную бомбу — в Нижнем Новгороде взорвался автомобиль Захара Прилепина. Пишут, что „деятель“ тяжело ранен. Напомню слова самого „писателя“ (так по-прежнему многие СМИ называют Прилепина), сказанные им в 2019 году в интервью Алексею Пивоварову: „Я управлял боевым подразделением, которое убивало людей. В больших количествах“», — писал тогда Асташин.
Иван Асташин был фигурантом «дела АБТО», по которому отбыл 9 лет и 9 месяцев лишения свободы. Под конец срока ему назначили восемь лет административного надзора. Его обязали после освобождения дважды в месяц отмечаться в ОВД и запретили ему пребывать не по месту жительства с 22:00 до 6:00.
В конце февраля 2022 года Ивана Асташина задержали на антивоенной акции в Москве. Позже его оштрафовали на 10 тысяч рублей по статье о нарушении правил участия в публичном мероприятии (ч. 5 ст. 20.2 КоАП). Сразу после суда на бывшего политзаключенного составили протокол по статье о нарушении административного надзора (ст. 19.24 КоАП). В августе 2022 года стало известно, что мужчина уехал из России. В апреле 2023 года Минюст добавил Асташина в реестр «иноагентов».
- «Дело АБТО» — уголовное дело о серии поджогов, которые ФСБ квалифицировала как террористическую деятельность. В рамках дела проходило десять молодых людей. Иван Асташин и его единомышленники в 2009 году бросили бутылку с зажигательной смесью в отдел ФСБ по Юго-Западному округу Москвы. Дело, возбужденное в связи с этим инцидентом, объединили с делом о поджогах имущества мигрантов и отделов полиции, в которых Асташин не участвовал. Следствие назвало его лидером «Автономной боевой террористической организации», фигуранты дела отрицали, что такая организация существовала в реальности. В 2012 году Асташина приговорили к 13 годам колонии строгого режима. Позднее срок смягчили до 9 лет и 9 месяцев.