В Дагестане силовики пришли домой к 95-летней женщине — матери покинувшей Россию феминистки и основательницы правозащитной группы «Марем» Светланы Анохиной — и взяли у нее образец слюны. Об этом Анохина написала в своем фейсбуке.
Силовики пришли за биологическим материалом 4 сентября. Никаких обысков они, по словам Анохиной, ни у нее, ни у ее матери дома не проводили. Сама правозащитница связывает произошедшее со своим преследованием: в апреле 2023 года против нее возбудили уголовное дело о «фейках» про российскую армию (ч. 1 ст. 207.3 УК) из-за поста о Буче.
«Практика не новая, но до последнего времени распространялась на родственников „боевиков“ и „террористов“», — написала Анохина о взятии слюны у ее матери. Правозащитница сравнила произошедшее с практикой, когда в Дагестане людей, которых власти объявляют «боевиками», находят «ликвидированными», и силовики позже идентифицируют их по ДНК родственников.
Светлана Анохина эмигрировала из России в июне 2021 года, после того как в организованный в Махачкале ей и ее коллегами шелтер для женщин, бежавших от домашнего насилия, пришли сотрудники силовых ведомств Дагестана и Чечни. В результате обыска силовики насильно увезли из Дагестана в Чечню чеченку Халимат Тарамову. Позже оказалось, что ее отец — соратник Кадырова, первый замминистра ЖКХ Чечни Аюб Тарамов.
В августе 2023 года у Анохиной и у ее матери дома прошли обыски в рамках дела о «фейках» про российскую армию — в помещениях кроме пожилой женщины находились также старшая дочь правозащитницы и три ее внучки. Незадолго до возбуждения дела силовики приходили с опросами к матери Анохиной домой.
«Плюнуть в вас всех своим биологическим материалом я не могу, далеко нахожусь, не долетит. Но очень хотелось бы», — добавила Анохина.
- Статью 207.3 (Публичное распространение заведомо ложной информации об использовании вооруженных сил Российской Федерации) включили в Уголовный кодекс в марте 2022 года — таким образом власти отреагировали на антивоенные выступления и высказывания, а также распространение информации о войне, не исходящей из официальных российских источников. Максимальное наказание по статье — 15 лет лишения свободы.
- С 24 февраля 2022 года — первого дня полномасштабного вторжения в Украину — жители российских городов ежедневно выходят на антивоенные акции и говорят о трагедии в сети. Антивоенные выступления и высказывания становятся поводом для уголовного преследования. На данный момент фигурантами уголовных дел, возбужденных из-за протеста против войны с Украиной, стали более 1000 человек. Подробнее об этом — в нашей инфографике.