72-летнего Свидетеля Иеговы Бориса Андреева перевели в СИЗО-1 Владивостока из СИЗО в Уссурийске. Об этом сообщает портал «Свидетели Иеговы. Юридическая ситуация в России».
В июле Хорольский районный суд Приморского края приговорил Андреева к шести годам колонии общего режима по делу об организации деятельности экстремистской организации (ч. 1 ст. 282.2 УК).
В деле еще два фигуранта: Наталья Шарапова и Анатолий Ли. Их приговорили к трем и шести годам колонии соответственно. Ли вменяли ту же статью, что и Андрееву, Шараповой — в участии в деятельности экстремистской организации.
Верующие находятся в СИЗО с октября 2022 года: тогда их арестовали как подозреваемых после массовых обысков в поселке Ярославское.
В сентябре 2023 года дело поступило в суд. Оно построено на показаниях засекреченной свидетельницы, которая использует псевдоним «Елка». Адвокат Ли указывает, что его подзащитному вменяют продолжение деятельности организации, признанной «экстремистской», но организации Свидетелей Иеговы в поселке Ярославское никогда не существовало.
Защита Шараповой настаивает на неправомерности обвинения. «Единственное, что делали обвиняемые — так это совершали религиозные обряды, читали молитвы, изучали и обсуждали библейские истории. […] Все могли убедиться, что это были обычные посиделки группы бабушек, ведущих разговоры о Библии», — подчеркивают адвокаты.
- В 2017 году Верховный суд признал «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» «экстремистской организацией», ликвидировал ее и запретил деятельность на территории России. Все организации «Свидетелей Иеговы» внесли в список запрещенных, после чего начался поток уголовных дел против верующих. Росфинмониторинг внес сотни российских последователей Свидетелей Иеговы в перечень «экстремистов и террористов». Большинство людей, оказавшихся в списке, являются верующими от 40 до 60 лет.
- 7 июня 2022 года Европейский суд по правам человека признал запрет организаций Свидетелей Иеговы и последовавшее за ним преследование верующих незаконными. С точки зрения ЕСПЧ, в основе решения о ликвидации организации и уголовных дел против Свидетелей Иеговы лежит слишком широкое определение «экстремизма», которое в российском законодательстве «может применяться к абсолютно мирным формам высказывания».