Украинца Сергея Кармазина, задержанного по делу о диверсии на железной дороге и приговоренного к 25 годам лишения свободы, этапировали из Москвы в неизвестном направлении. Об этом пишет правозащитный проект «Зона солидарности».
Правозащитники публикуют выдержку из письма осужденного: «Куда еду, мне неизвестно, когда доберусь до конечной остановки, то сообщу». Вероятнее всего, Кармазина этапируют в одну из тюрем.
С 16 июня украинец находился в СИЗО-7 «Капотня», а до этого его содержали в СИЗО федерального подчинения «Лефортово». 1 августа ему утвердили приговор.
2-й Западный окружной военный суд вынес приговор 46-летнему Кармазину 28 марта. Помимо 25-летнего заключения, первые шесть лет которого мужчина проведет в тюрьме, ему назначили штраф 700 тысяч рублей. Интересы подсудимого представлял адвокат по назначению, так как адвоката по соглашению — правозащитника Дмитрия Сотникова — к нему не допустили.
Кармазина признали виновным по восьми уголовным статьям:
— диверсия в составе организованной группы (п. «а» ч. 2 ст. 281 УК), два эпизода;
— шпионаж (ст. 276 УК);
— обучение диверсионной деятельности (ст. 281.2 УК);
— приготовление к изготовлению взрывчатых веществ (ч. 1 ст. 30, ч. 3 ст. 223.1 УК);
— содействие диверсионной деятельности (ч. 2 ст. 281.3 УК);
— участие в террористическом сообществе (ч. 2 ст. 205.4 УК);
— приготовление к теракту (ч. 1 ст. 30, п. «а» ч. 2 ст. 205 УК);
— обучение террористической деятельности (ст. 205.3 УК).
Украинца задержали в феврале 2023 года: по версии силовиков, мужчина по заданию СБУ поджег два шкафа сигнализации, централизации и автоматической блокировки на Московской железной дороге. В ФСБ считают, что он приехал в Россию из Латвии как беженец. Мещанский районный суд Москвы отправил Кармазина в СИЗО «Лефортово» как подозреваемого по статье о диверсии. Изначально Кармазина обвиняли только по статье о диверсии в составе организованной группы.
В феврале 2023 года РИА «Новости» публиковало оперативное видео, на котором Кармазин утверждает, что «был вынужден выполнять все их [СБУ] требования, так как они угрожали физической расправой [его] дочери, которая проживает в Виннице».
- До начала полномасштабной войны с Украиной в России редко судили по статье о диверсиях (ст. 281 УК) — за последние десять лет суды выносили по несколько приговоров в год, выяснила «Медиазона». С осени 2022 года силовики стали регулярно возбуждать уголовные дела по этой статье: журналисты издания изучили известные материалы и выяснили, что почти в трех четвертях из них говорится о повреждении релейных шкафов на железных дорогах. Кроме того, в конце 2022 года наказание за диверсии ужесточили: в УК ввели три новых связанных статьи, одна из которых предполагает пожизненное лишение свободы.
- Как правило, подробности уголовных дел о диверсиях почти неизвестны — информацию о них, в основном, распространяют силовики. Помимо статьи о диверсии, некоторым обвиняемым также вменяют статью о теракте (ст. 205 УК) или его подготовке. Из имеющихся данных можно сделать вывод, что возбуждение дел именно по этим статьям не всегда имеет под собой основания: далеко не все случаи несут в себе серьезные последствия для работы железной дороги, а некоторые совсем незначительны. Во многих случаях обвиняемые рассказывали, что повреждали релейные шкафы и другое оборудование на дорогах за небольшие деньги. При этом в ряде случаев можно утверждать, что поджоги были способом выступить против полномасштабного вторжения в Украину.