Государственная дума 24 сентября в первом чтении приняла законопроект, запрещающий «иноагентам» участвовать в деятельности ОНК и общественных палат. Информация об этом опубликована на сайте Госдумы, на это обратил внимание Исследовательский центр «Сова».
Поправки касаются нескольких федеральных законов «Об Общественной палате Российской Федерации», «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации», «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» и «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».
Согласно поправкам, лицам, которые попали в реестр «иноагентов», будет запрещено участвовать в общественных палатах и структурах общественного контроля. Аналогичные ограничения коснуться людей, имеющих гражданство или вид на жительство в других государствах. В настоящий момент в общественных палатах запрещено участвовать лицам, у которых двойное гражданство, но не ВНЖ.
Юристка ОВД-Инфо Мария Немова ранее прокомментировала нововведение Госдумы для общественных палат: «Исходное предназначение таких структур — играть роль связующего звена между обществом и властью и быть консультантом и контролером для госорганов. Однако в реальности этот орган никогда не имел политической силы. Хотя общественные палаты могут, например, осуществлять мониторинг нарушений законодательства, проводить общественные проверки и общественные экспертизы, госорганы не связаны решениями или заключениями общественной палаты. Это, скорее, площадка для высказывания, на которой далеко не всем позволяли выражать свое мнение. В пояснительной записке к законопроекту фактически указано, что он направлен на подавление альтернативных мнений, не вписывающихся в концепцию „традиционных российских духовно-нравственных ценностей“».
Поправки к закону «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», «иноагентам» нельзя будет входить в состав субъектов общественного контроля и осуществлять связанную с этими субъектами деятельность. Фактически законопроект запретит «иностранным агентам» участвовать в деятельности общественных наблюдательных комиссий (ОНК), общественных палат и советах при органах власти, а также в общественных инспекциях и группах общественного контроля.
«Один из самых известных примеров — ОНК по защите прав человека в местах принудительного содержания, которым за счет общественной огласки иногда удавалось добиться улучшения прав заключенных, — рассказывает Мария Немова. — Однако самостоятельность и инициативность ОНК подавляется государством, из таких комиссий исключают активных и независимых членов. Таким образом, жалобы и обращения от частных лиц не являются общественным контролем в том значении, которое указано в законе».
В середине сентября Путин подписал указ, запрещающий «иноагентам» попадать в кадровый резерв на государственную службу. Ограничения коснулись и тех, кто вышел из российского гражданства, либо приобрел право на проживание в иностранном государстве.
- Законодательство об «иноагентах» ужесточается с каждым годом. 1 декабря 2022 года в силу вступил закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», а также многочисленные законодательные поправки к «иноагентскому» регулированию. О том, кого и на каких основаниях признают «иноагентами», с какими ограничениями сталкиваются эти люди и организации, а также о том, какие риски несут те, кто взаимодействует с ними, можно прочитать в нашем докладе.
- В декабре 2022 года Владимир Путин также подписал закон о лишении свободы для «иноагентов», которые дважды за год привлекались к ответственности по административной статье о нарушении порядка деятельности «иноагента» (ст. 19.34 КоАП). По уголовной статье об уклонении от обязанностей «иноагента» (ч. 2 ст. 330.1 УК) заведено уже более 10 дел: по ней, например, объявили в розыск рэпера Оксимирона и фем-активистку Дарью Серенко.
- Осенью 2021 года ОВД-Инфо запустил проект «Инотека». Мы исследуем практику применения законов об «иностранных агентах», рассказываем об их влиянии на гражданское общество и конкретных людей, инициируем обсуждение с экспертами и предлагаем пути возможных изменений. В декабре 2021 года вместе с Центром защиты прав СМИ мы начали оказывать юридическую поддержку людям и организациям, которые оказались в реестрах «иностранных агентов».