Южный окружной военный суд в Ростове-на-Дону приговорил украинку из Мариуполя Ирину Навальную к восьми годам колонии общего режима по обвинению в покушении на теракт (ч. 1 ст. 205 УК с применением ч. 3 ст. 30 УК) и хранении взрывчатки (ч. 1 ст. 222.1 УК). Об этом сообщает «Медиазона» со ссылкой на адвоката Ивана Бондаренко.
В ходе прений прокурор запрашивал для 26-летней подсудимой 14 лет колонии и штраф в 400 тысяч рублей.
Вынося приговор, судья смягчил обвинение — изначально Навальной вменяли те же преступления, но группой лиц. Также суд не стал назначать ей штраф.
«8 лет в этих реалиях — „комплимент“ от суда. Все понимают, но оправдать не могут. Это мое частное мнение», — сказал адвокат Навальной. Он собирается обжаловать приговор.
По версии обвинения, Навальная собиралась устроить взрыв у здания администрации в оккупированном Мариуполе 27 сентября 2022 года. В то время там проходил «референдум» о вхождении в состав России оккупированных украинских территорий.
Гособвинение настаивало, что Навальная, «протестующая против суверенитета ДНР», вступила в сговор с представителем украинских спецслужб и в городе Запорожье получила от сообщника 25 тысяч гривен на покупку велосипеда «с целью конспиративной перевозки самодельного взрывного устройства».
Адвокат Навальной настаивает на несостоятельности обвинения: «Я просил ее оправдать не просто потому, что это моя работа, но и потому, что свидетель по фамилии Китай-Гора, по показаниям которого все строилось, в суде опроверг утверждения, что он ее увидел, позвонил в дежурную часть и сообщил о преступлении, что видел и опознал девушку, которую задержали. Он в суде сказал, что видел ее только когда ее задержали. От этого рушились показания еще двух свидетелей, а всего их три было. Не говоря о том, что месяц непонятно где она была — с момента задержания до момента возбуждения дела 28 октября».
После задержания Навальной РИА «Новости» сообщило, что украинка признала вину.
Позже в суде она рассказала, что дала эти показания под пытками, и отрицала связи с украинской разведкой, как и подготовку теракта, писало издание «Слово защите». По словам Навальной, она покинула Мариуполь весной 2022 года, а в августе вернулась, чтобы забрать вещи и распродать технику. Украинка говорит, что купила велосипед, поскольку в то время в городе не работал общественный транспорт. Утром 27 сентября она поехала на море на велосипеде, но по пути ее остановили полицейские и стали проверять документы, а потом надели наручники и отвезли в здание полиции.
«Я говорила, что не совершала никаких преступлений, — вспоминала Навальная. — Меня посадили на стул и стали бить по голове, по ногам, били в ляжку электрошокером. Обещали, что просто так меня уже не отпустят, но если я во всем сознаюсь, то быстрее попаду на обмен с Украиной и поеду к маме. Мне говорили, что знают, где живет моя мама, где живет моя бабушка. В итоге я согласилась оговорить себя, чтобы сохранить свою жизнь и жизнь своих близких».
Помимо автономной республики Крым, полностью аннексированной в 2014 году, по состоянию на август 2024 года Россия частично контролирует территории еще нескольких областей Украины. В Донецкой, Луганской, Херсонской и Запорожской областях оккупационные власти провели так называемые «референдумы» о вхождении этих территорий «в состав России». 5 октября 2022 года Путин подписал изменения в Конституции, закрепляющие четыре украинских региона в качестве «субъектов РФ».
С самого начала оккупации российские власти пытаются усилить контроль над жителями украинских областей, используя для этого различные методы, среди которых русификация образования и пропаганда в школах, проведение региональных и президентских «выборов» под дулами автоматов и изменение судебной системы по российскому образцу. Оккупационные власти поощряют доносительство и широко применяют репрессии, включая аналогичные тем, что практикуются в России: например, по делам о «реабилитации нацизма» (ст. 354.1 УК) из-за уничтожения российских провоенных символов, или об «экстремистской деятельности» (ст. 282.2 УК) из-за связи с законной в Украине религиозной организацией «Свидетелей Иеговы».