Тушинский районный суд Москвы приговорил к пяти с половиной годам колонии общего режима 68-летнюю врача-педиатра Надежду Буянову по делу об антивоенном высказывании на приеме в больнице. Об этом сообщает слушатель из зала суда.
«Приговор чудовищно жестокий. Мы не ожидали такого. Это неожиданно сурово даже для меня», — приводит «Медиазона» комментарий адвоката пенсионерки Оскара Черджиева.
Буянову признали виновной по статье о распространении военных «фейков» по мотивам политической и национальной ненависти (п. «д» ч.2 ст. 207.3 УК). Ей также запретили размещать обращения в интернете сроком на два года. Накануне прокурор запросил для врача шесть лет колонии общего режима и запрет публикаций в интернете сроком на пять лет.
Уголовное дело против Буяновой возбудили после доноса Анастасии Акиньшиной, которая пришла к ней на прием с детьми. По словам доносчицы, узнав о гибели ее мужа на войне в Украине, Буянова сказала, что тот был «законной целью для Украины» и что «Россия напала на Украину и ВС РФ убивает мирных жителей Украины». В окончательной редакции обвинение ужесточили, добавив мотив национальной ненависти.
8 ноября Надежда Буянова выступила в суде с последним словом: она рассказала о своем украинском происхождении и добавила, что у нее вовсе не было подобного разговора с Акиньшиной.
«При моей столь напряженной и интенсивной работе, какие еще посторонние разговоры могут быть? Работала 8 часов без обеда. Главврач, депутат, между прочим, не могла организовать для врача 30-минутный перерыв, — отмечала в последнем слове Буянова. — Что за человек эта Акиньшина? Она живет злобой, таким людям можно только посочувствовать. Нет доказательств, что был какой-то разговор. Нет аудиозаписи? На нет и суда нет. Почему ей верят, а мне нет?»
Буянову 1 февраля 2024 года одним днем уволили из поликлиники. Женщина рассказывала изданию ASTRA, что в тот же день, еще до возбуждения уголовного дела, силовики изъяли у нее мобильный телефон. На следующий день к педиатру домой пришли с обыском, а в ночь на 3 февраля предъявили обвинение. Непосредственно в день обыска возбудить уголовное дело против врача потребовал председатель СК Александр Бастрыкин.
Изначально Буянова находилась под запретом определенных действий: она не могла пользоваться средствами связи, включая почту, телеграф и интернет, общаться со свидетелями по делу и иными участниками уголовного судопроизводства, за исключением следователей, защитников и прокурора.
В апреле по ходатайству следствия Буянову отправили в СИЗО. Силовики объяснили решение тем, что Буянова без уведомления органов расследования сменила место жительства и выехала в другой регион, создала условия, исключающие поддержание связи со следователем для ее вызова для проведения процессуальных действий. Женщина также уклонялась от явки в следственный орган с 22 апреля для ознакомления с материалами дела. После того как Буянову отправили в СИЗО, больше 150 врачей подписали открытое письмо с требованием освободить педиатра.
В мае дело против педиатра поступило в Тушинский районный суд Москвы. В том же месяце Буяновой продлили срок содержания под стражей сразу на полгода, до 2 ноября. Позже меру пресечения продлили до 2 февраля 2025 года. В СИЗО женщина жаловалась на проблемы со здоровьем: у нее ухудшились зрение и слух из-за нервного напряжения.
Когда женщину везли на заседание суда 23 октября, она до крови ударилась головой при резком торможении автозака. После удара головой ее отвезли в Тверской суд, где вызвали скорую помощь. Врачи заявили, что у женщины «ссадина». Надежде Буяновой предложили написать претензию, но она отказалась. В травмпункт женщину отвезти не смогли под предлогом того, что «нет возможности».
После удара у Буяновой усугубились проблемы со слухом. Ее адвокат Оскар Черджиев рассказывал, что женщина чувствовала себя «не очень хорошо». По его словам, ей требовалась дополнительная помощь, но тогда педиатру ее не оказывала. Адвокат добавил, что при резком торможении из-за отсутствия ремней безопасности в автозаке «люди, которые в нем сидели, просто в разные стороны разлетелись».
20:15 Адвокат Оскар Черджиев, который защищает Надежду Буянову, говорит, что решение суда его удивило:
«Даже для меня приговор — мало того, что не оправдательный, а еще с таким реальным и большим сроком — даже для меня это явилось неожиданностью. Если опираться исключительно на мой опыт, практику и контекст, то, конечно, эти надежды были слишком оптимистичными. Мы обсуждали, что возможно все. Но детального плана, что делать, если дадут пять с половиной лет, у нас не было. Приговор еще в силу не вступил. Так что все может поменяться».
Адвокат планирует подавать апелляционную жалобу на приговор. Он рассказал, что поддержать Надежду Буянову можно письмами и передачами.
«Если человек хочет ей помочь, лучше ей написать письмо, спросить, чем я конкретно могу помочь, — говорит он. — Например, какой вы любите сыр? Какой вы любите виноград? Она не требовательный человек. Она говорит, „я даже свои деньги готова платить. Просто мне нужен определенный продукт“. Чтобы так люди ей помогали, адресно».
Черджиев уточнил, что стоит поинтересоваться, в каком объеме что-либо передавать Надежде, поскольку в СИЗО установлен лимит на передачи. Также он предложил переводить деньги Буяновой через сервисы Ф-Деньги или Zonatelecom — тогда она сможет сама покупать на них продукты в тюремном магазине.
Юристка ОВД-Инфо Ева Левенберг считает, что дело Буяновой выбивается даже из сложившейся практики применения статьи о военных «фейках».
«У нас большой опыт ведения дел по статье 207.3 УК. Но по сравнению со всеми делами, что у нас были и есть, это нестандартное дело. Нестандартное по уровню цинизма, фальсификаций», — говорит она.
По словам юристки, следователи могли вносить изменения в протоколы без участия адвоката. «Ситуация вызывает вопросы относительно корректности оформления следственных действий, — отмечает она. — Надежда Буянова сообщила нам, что после того, как адвокат покинул кабинет, последняя страница протокола очной ставки была изменена, и показания Акиньшиной отличались от первоначальных».
Левенберг напоминает, что дело против Буяновой возбудили по личному поручению главы СК Александра Бастрыкин: «Исключительно на приказе Бастрыкина все это дело и держалось. Это был цемент этого дела, а не искусственно созданные доказательства».
Надежде Буяновой можно отправить письмо через сервис «Ф-письмо» и «Зонателеком»:
109383, г. Москва, ул. Шоссейная, д. 92, ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по г. Москве,
Буяновой Надежде Фёдоровне 1956 г. р.
- С 24 февраля 2022 года — первого дня полномасштабного вторжения в Украину — жители российских городов ежедневно выходят на антивоенные акции и говорят о трагедии в сети. Антивоенные выступления и высказывания становятся поводом для уголовного преследования. На данный момент фигурантами уголовных дел, возбужденных из-за протеста против войны с Украиной, стали более 1050 человек. Подробнее об этом — в нашей инфографике.
- Статью 207.3 (Публичное распространение заведомо ложной информации об использовании вооруженных сил Российской Федерации) включили в Уголовный кодекс в марте 2022 года — таким образом власти отреагировали на антивоенные выступления и высказывания, а также распространение информации о войне, не исходящей из официальных российских источников. Максимальное наказание по статье — 15 лет лишения свободы.