ФСБ возбудила уголовное дело о шпионаже (ст. 276 УК) против 24-летнего гражданина Украины из Мелитополя Леонида Попова, которого похитили российские военные и больше года удерживали без предъявления обвинения, сообщают «Важные истории» со ссылкой на юриста правозащитной организации Every Human Being Алексея Ладухина.
Сейчас Попов находится в СИЗО-1 Донецка. «Важные истории» отмечают, что у него диагностирована недифференцированная шизофрения. Его мать рассказала, что в 2017 году шизофрения обострилась и Попов перестал ощущать запахи и звуки, бессвязно говорил, начал ходить с закрытыми глазами и не мог учиться. Благодаря назначенному психиатркой лечению у него наступила стойкая ремиссия и обострений до похищения не было.
В ответе из ФСБ говорится, что дело возбудили 15 августа 2024 года. При этом с августа 2023 года до недавнего времени не было известно, где Попов находится.
В первый раз мужчину похитили в апреле 2023 года, за два дня до того, как он должен был эвакуироваться из города. В июне с его родителями связался бывший сокамерник и рассказал, что Попова держат в подвале местной военной комендатуры. По словам сокамерника, их избивали, почти не кормили, а воду давали раз в двое-трое суток. Он говорил, что Попов постоянно лежал, был крайне истощен и часто шептал «Кушать хочу».
Человек, представившийся сотрудником военной полиции, тогда сказал родителям Попова, что его задержали из-за фотографий военной техники.
В июле Попова госпитализировали с истощением. При росте 1 метр 95 сантиметров он весил 40 килограммов и плохо осознавал, что с ним происходит. С помощью соседа по палате он смог связаться с родителями. В разговоре с матерью он описывал происходившее после похищения так: «Мама, ты говорила, что есть ад, вот я был в аду. Я так боялся засыпать. Боялся, что придут и будут меня душить, убивать. А еще я хотел пить сильно, но не давали воду. А больше всего хотел кушать. А еще меня били сильно. Меня побили так, что я четыре дня не мог в туалет сходить. Мама, за что?».
Также мужчина рассказал, что российские военные били его, допрашивали и заставляли подписывать какие-то бумаги.
«Важные истории» пишут, что из-за голода, постоянных издевательств и отсутствия лечения у Попова обострилось расстройство — он начал терять память и чувство реальности.
2 августа отцу Попова позвонили из Следственного комитета и сказали, что отпускают мужчину из-за отсутствия состава преступления. Отец привез Попова из больницы домой, но во дворе к ним подъехали военные. Один из них протянул Попову мешок, чтобы тот сам надел его себе на голову, а потом его замотали скотчем. Мужчину снова похитили.
Его отец позвонил в СК, но там ему сказали, что ничем помочь не могут, потому что они не имеют влияния на военную комендатуру. Тогда он написал заявление о похищении человека. СК возбудил дело, но закрыли его в декабре. Отца Попова тогда вызвали в СК: ему показали фотографию сына, которую, со слов сотрудника СК, прислали из ФСБ. На снимке Леонид держит в руках лист бумаги с надписью «Со мной все в порядке! О своем местонахождении сообщать отказываюсь». Далее идет его подпись и дата 07.12.23.
После этого информации о Попове не было почти год. Осенью 2023 года Every Human Being получила ответ ФСБ о том, что мужчину не задерживали и в отношении него не ведут никакие следственные действия.
«Они похитили человека, год держали, не избирая меру пресечения, не присваивая какого-либо статуса, не предоставляя права, предусмотренные для подозреваемого, и до сих пор не дают возможность реализовывать их, — говорит правозащитник Алексей Ладухин. — Ему не давали звонить родственникам, не давали встречаться с адвокатом, получать посылки и так далее. А через год назвали подозреваемым».
С Поповым по-прежнему нет связи, и о его нынешнем состоянии ничего неизвестно.
Мать Попова рассказывала «Важным историям», что ранее Попова уже задерживали российские военные. В конце мая 2022 года, когда мужчина хотел купить шаурму, его задержали и отвезли в комендатуру. Попов рассказал, что там его пытали током. Военные «что-то у него выпытывали», но Попов не мог их понять. Тогда его отпустили, но забрали паспорт, который так и не вернули с тех пор.
- Помимо автономной республики Крым, полностью аннексированной в 2014 году, по состоянию на август 2024 года Россия частично контролирует территории еще нескольких областей Украины. В Донецкой, Луганской, Херсонской и Запорожской областях оккупационные власти провели так называемые «референдумы» о вхождении этих территорий «в состав России». 5 октября 2022 года Путин подписал изменения в Конституции, закрепляющие четыре украинских региона в качестве «субъектов РФ».
- С самого начала оккупации российские власти пытаются усилить контроль над жителями украинских областей, используя для этого различные методы, среди которых русификация образования и пропаганда в школах, проведение региональных и президентских «выборов» под дулами автоматов и изменение судебной системы по российскому образцу. Оккупационные власти поощряют доносительство и широко применяют репрессии, включая аналогичные тем, что практикуются в России: например, по делам о «реабилитации нацизма» (ст. 354.1 УК) из-за уничтожения российских провоенных символов, или об «экстремистской деятельности» (ст. 282.2 УК) из-за связи с законной в Украине религиозной организацией «Свидетелей Иеговы».