51-летнего крымского татарина Рустема Сейтмеметова, осужденного на 13 лет лишения свободы по третьему бахчисарайскому делу «Хизб ут-Тахрир», вывезли из исправительной колонии в Салавате в больницу. Об этом сообщает движение «Крымская солидарность» со ссылкой на его жену Зеру Сейтмеметову.
В какую именно больницу его вывезли, неизвестно. Сейтмеметов последний раз звонил родственникам из колонии 7 октября и рассказал, что его планируют госпитализировать.
«Состояние здоровье было нехорошее, беспокоило давление и боли в сердце, — говорит жена осужденного. — С 7 октября по сегодняшний день я не знаю — в какую именно больницу его вывезли и с каким диагнозом. Сделали запрос в колонию и ждем официального ответа».
В мае, когда Сейтмеметов еще находился в тюрьме Димитровграда, после перевода в холодную камеру он перенес инфаркт миокарда. Мужчину госпитализировали и прооперировали.
Кроме того, Сейтмеметову нужна операция на глазах. Еще в СИЗО у него начались проблемы со зрением, а в 2023 году обнаружили катаракту обоих глаз.
В октябре 2021 года Сейтмеметова осудили по третьем бахчисарайскому делу «Хизб ут-Тахрир». Его признали виновным в участии в деятельности террористической организации (ч. 2 ст. 205.5 УК) и подготовке к насильственном захвату власти (ст. 278 УК с применением ч. 1 ст. 30 УК) и приговорили к 13 годам лишения свободы, из которых три с половиной года он должен был отбыть в тюрьме, а оставшийся срок в колонии строгого режима.
Вместе с ним по тому же обвинению осудили Амета Сулейманова и Османа Сейтемуров. Первого приговорили к 12 годам лишения свободы, а второго — к 14 годам. Четвертого фигуранта дела, Сейтумера Сейтумеров, приговорили к 17 годам. В отличие от других ему вменяли не участие, а организацию деятельности террористической организации (ч. 1 ст. 205.5 УК).
По версии следствия, подсудимые готовили «насильственный захват власти путем тотальной исламизации населения». Обвинение опиралось на записи прослушки бахчисарайской мечети «Тахталы Джами» и показания двух засекреченных свидетелей. У подсудимых не нашли ни оружия, ни взрывчатки, ни боеприпасов, ни планов по захвату власти или подготовке терактов.
Осужденный по этому делу Амет Сулейманов тоже сообщал об ухудшении здоровья в заключении. У мужчины диагностирована артериальная и митральная сердечная недостаточность, ему нужна замена клапана сердца. Комитет ООН против пыток призывал не исполнять приговор в отношении Сулейманова. В начале 2024 года родственники рассказали, что во владимирской тюрьме № 2 («Владимирский централ») Сулейманову не передают необходимые лекарства. Летом суд отказался освободить его по состоянию здоровья.
- Исламистскую партию «Хизб ут-Тахрир» признали на территории России «террористической организацией». Ее участников обвиняют и приговаривают к реальным срокам лишь на основании того, что они встречались на квартирах, читали религиозную литературу и вербовали новых участников. По мнению проекта«Поддержка политзаключенных. Мемориал», партия признана в России «террористической» неправомерно. Исследовательский центр «Сова» же считает, что ее запрет не был лишен оснований, однако преследования из-за причастности к этой партии при отсутствии обвинений в других преступлениях террористической направленности зачастую приводит к назначению непропорционально суровых наказаний.
- По данным проекта «Поддержка политзаключенных. Мемориал» на 18 сентября 2024 года, в связи с причастностью к «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» преследуются как минимум 352 человека, из них 25 — в розыске. Осуждены как минимум 280 человек, из них 119 фигурантов приговорены к срокам свыше пятнадцати лет колонии. Всего «Мемориал» признал политическими заключенными 298 фигурантов дел о причастности к «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» (235 из них преследуется в настоящее время, 63 из них освободились по отбытии наказания, а один человек скончался).