После ареста в Москве антивоенного активиста и системного аналитика Кирилла Парубца сотрудники ФСБ установили на его телефон шпионскую программу Monokle, разработанную производителем и поставщиком спецтехники силовикам. Об этом в видео на ютубе сообщает «Первый отдел», отмечая, что это первый известный случай применения Monokle против антивоенных активистов.
Парубец — этнический украинец, родился и вырос в Москве. В 2020 году он переехал с женой в Киев. С того времени, в том числе и после полномасштабного вторжения, Парубец занимался волонтерством: отправлял деньги на гуманитарную помощь, помогал пострадавшим от войны в составе благотворительных организаций.
Летом 2022 года он вернулся в Россию, чтобы собрать нужные документы для переезда в другую страну. Молодой человек отметил, что проблем при въезде у него не было: он продолжал работать и собирал документы. Однако 18 апреля этого года к нему домой пришли шесть оперативников.
«Ты хохлам деньги переводил?», — спросили неизвестные.
Парубец признался, что занимался благотворительностью. Ему показали постановление на осмотр помещения и, когда взяли телефон, попытавшись его разблокировать, начали бить. Молодой человек говорить пароль не хотел.
Пока силовики звонили контактам из его телефонной книги, рассказывая, что «нашли» устройство, в котором есть данные про денежные переводы в Украину, Парубца заставили приседать и сидеть в полуприседе. Оперативники угрожали, что будут бить по ногам, если он остановится, называли программиста «предателем», говорили, что «расстреляют в Беларуси» и он с женой «поедет на пожизненное».
Силовики изъяли технику, украинские документы и российские загранпаспорта пары. Парубца и его жену увезли в отдел, где составили на них протокол о неповиновении сотрудникам полиции (ч. 2 ст. 20.1 КоАП) из-за «нарушения общественного порядка в квартире» и якобы нецензурной брани. Позже, по решению суда, увезли в спецприемник в Хорошево-Мневниках на 15 суток.
Спустя неделю отбывания ареста в комнате для свидания его встретили двое человек в темных костюмах и с чемоданами. Они заявили, что Кирилл Парубец подозревается в госизмене (ст. 275 УК) из-за переводов денег в Украину. Неизвестные предложили москвичу сотрудничество: в обмен на свободу доносить на своего друга «Ивана», которого также подозревают в госизмене, начав с ним переписку в соцсетях. Парубец рассказал правозащитникам, что согласился, так как опасался, что за отказом последуют проблемы.
3 мая, когда молодой человек и его жена вернулись домой, он прозвонил по номеру, который ему дали неизвестные в спецприемнике. Они приказали приехать на Лубянку и обещали выдать технику. В случае, если «Иван» выйдет на связь, Парубец должен был узнать, есть ли у него предложение о работе и согласиться на него. Обо всех своих действиях молодой человек должен был сообщать силовикам.
Позже Парубец проверил выданный ему назад телефон. На нем было установлено системное приложение ARM Cortex с «немыслимым количеством прав» на запись звонков, определение геолокации и другие функции. Программист проверил код и понял, что это шпионская программа Monokle. В конце 2016 года ее производителя, «Специальный технический центр», власти США внесли в список санкций и обвинили в «кибероперации, направленной против выборов» в стране.
Независимая лаборатория Школы глобальных отношений и госполитики при Университете Торонто Citizen Lab подтвердила «Первому отделу», что на телефоне москвича была установлена обновленная версия программы Monokle.
После этого Парубец вместе с женой покинули Россию. Сейчас они находятся за границей.
Программист пояснил, что, скорее всего, за ним начали следить сразу, как только он вернулся в Россию: к Wi-Fi-сети подключались неизвестные устройства, приходили коды для входа в телеграм, которые Парубец не запрашивал. Кроме того, знакомый москвича сообщал, что его телеграм могли взломать силовики. В переписке молодые люди обсуждали благотворительность. Кириллу Парубцу до сих пор приходят коды активации в WhatsApp и Viber.
- После начала войны в Украине российские власти стали резко реагировать на протестные настроения. Перечень статей, по которым преследуют выступающих против войны, достаточно широк. Фигурантам «антивоенных дел» часто вменяют хулиганство, вандализм, применение насилия к представителям власти и другие нарушения. Существенным элементом давления также стали статьи, введенные в Уголовный кодекс после начала военных действий, — распространение «фейков» про армию РФ и дискредитация вооруженных сил.
- На данный момент фигурантами уголовных дел, возбужденных из-за протеста против войны с Украиной, стали более 1100 человек. Подробнее об этом — в нашей инфографике.