Правозащитника Бахрома Хамроева 13 декабря на 15 суток отправили в ШИЗО из-за того, что он «осмелился назвать себя политическим заключенным во время визита прокурора». Об этом сообщает проект «За права человека».
В первые три дня его лишили жизненно необходимых медикаментов для контроля уровня сахара и противоинсультных препаратов. «Из тонометра и глюкометра изъяли батарейки, намереваясь помешать ему следить за состоянием своего здоровья», — рассказали правозащитники. Только после настойчивого требования медсестры ему начали передавать лекарства.
В феврале 2024 года Хамроев рассказывал об избиении в тюрьме «Владимирский централ». Правозащитника доставили туда в декабре 2023 года. В январе, по информации его жены, мужчину вывели из камеры под предлогом досмотра и жестоко избили. «Его били по ногам, в пах, по почкам, на спине были кровоточащие ссадины, от удара по голове он потерял сознание», — рассказала она журналистам.
Хамроева взяли под стражу 25 февраля 2022 года после обыска накануне. Проект «Поддержка политзаключенных. Мемориал» сообщал, что силовики повалили правозащитника лицом в пол, его жену Зухру и родственника с инвалидностью вывели из квартиры. После этого Зухру Хамроеву пытались угрозами заставить подписать протокол следственных действий, на которых она не присутствовала. В марте того же года обыски по делу прошли в офисах «Мемориала» и «Гражданского содействия».
В конце мая 2023 года Хамроева приговорили к 14 годам лишения свободы: из них три года правозащитник должен провести в тюрьме, а остальной срок — в колонии строгого режима. Еще на четыре года после отбытия наказания мужчине будет запрещено администрировать сайты. Обвинение просило назначить ему 21 год лишения свободы. В октябре 2023 года суд в апелляции сократил срок наказания на три месяца.
Правозащитнику вменили статью об оправдании терроризма (ч. 2 ст. 205.2 УК) из-за нескольких постов в фейсбуке: следствие усмотрело в них поддержку исламистской партии «Хизб ут-Тахрир». Мужчина сообщал, что никогда не состоял в организации, а только помогал обвиняемым в причастности к ней мусульманам.
О деле по статье об организации деятельности террористической организации (ч. 1 ст. 205.5 УК) стало известно в октябре 2022 года. Изначально правозащитника обвинили в том, что он «представлял интересы сторонников террористической организации в правоохранительных органах, судах, в том числе Европейском суде по правам человека»; оказывал юридическую помощь гражданам Узбекистана, которых разыскивали власти страны; описывал в правозащитном докладе политические преследования в Узбекистане и Таджикистане; писал письма в госорганы Германии и Швеции о необходимости предоставить конкретным людям политическое убежище. По версии следствия, Хамроев также вовлек неких лиц в деятельность «Хизб ут-Тахрир».
В приговоре суд переквалифицировал обвинение на более мягкую статью — участие в деятельности террористической организации (ч. 2 ст. 205.5 УК), так как следствие, по мнению коллегии, не доказало, что Хамроев занимал руководящую должность в «Хизб ут-Тахрир».
Из обвинения также исключили пункты о защите людей в судах, в том числе ЕСПЧ, и помощь в получении политического убежища в Швеции, так как сторона обвинения не предоставила доказательств принадлежности людей, которым помогал правозащитник, к «Хизб ут-Тахрир». Кроме этого, из приговора исключили доклад о нарушении прав человека в Узбекистане — суд не нашел доказательств, что информация в нем была заведомо ложной.
Экспертиза сделала вывод о его принадлежности к организации на основе выступления перед мусульманами в 2011 году в Московском гостиничном комплексе «Измайлово». В нем мужчина поздравил единоверцев с Рамаданом, приветствовал объединение мусульман и пожелал, «чтобы мусульмане приобрели свободное, независимое, мощное государство». На конференции правозащитник выступал в роли почетного гостя.
17 января 2025 года Сразу после выхода из ШИЗО тюрьмы «Владимирский централ» Бахрому Хамроеву назначили еще 15 суток в штрафном изоляторе. После этого он стал часто терять сознание. Об этом сообщает проект «Поддержка политзеков. Мемориал» со ссылкой на его супругу Зухру Хамроеву.
Политзаключенный должен был выйти из изолятора 28 декабря, но ему сразу же назначили новые 15 суток. Только 12 января его вернули в общую камеру.
После пребывания в ШИЗО Хамроев стал периодически терять сознание. Тюремные врачи пока не смогли установить причину этого. При этом первые несколько дней в ШИЗО он находился без жизненно необходимых лекарств.
Зухра Хамроева отмечает, что ранее у мужчины уже были подобные проблемы со здоровьем из-за последствий черепно-мозговой травмы. В результате он пережил инсульт. Кроме того, у Хамроева диагностированы межпозвоночная грыжа и диабет ll второй степени.
- Бахром Хамроев занимается правозащитной деятельностью в России с 1992 года. В последние годы он чаще всего защищает права мигрантов из Азии и российских мусульман. В феврале 2020 года суд прекратил уголовное дело против правозащитника по статье о фиктивной регистрации иностранцев (ст. 322.2 УК) из-за истечения сроков давности. В 2016 и 2017 годах у Хамроева прошли обыски из-за дела двух беженцев из Узбекистана, по которому правозащитник проходил в качестве свидетеля. Последнее уголовное дело возбудили в феврале 2022 года: тогда обыски прошли у него дома, а также в офисах «Мемориала» и «Гражданского содействия», а сам правозащитник оказался в СИЗО.
- Исламистскую партию «Хизб ут-Тахрир» признали на территории России «террористической организацией». Ее участников обвиняют и приговаривают к реальным срокам лишь на основании того, что они встречались на квартирах, читали религиозную литературу и вербовали новых участников. По мнению проекта «Поддержка политзаключенных. Мемориал», партия признана в России «террористической» неправомерно. Исследовательский центр «Сова» же считает, что ее запрет не был лишен оснований, однако преследования из-за причастности к этой партии при отсутствии обвинений в других преступлениях террористической направленности зачастую приводит к назначению непропорционально суровых наказаний.