Крымского правозащитника Ризу Изетова, осужденного на 19 лет колонии по делу «Хизб ут-Тахрир» уже более месяца держат в штрафном изоляторе на территории ИК-1 Якутии. Об этом сообщает «Крымская солидарность» со ссылкой на мать мужчины Надие Изетову.
Женщина получила от сына письмо, в котором он рассказал о помещении в ШИЗО и проблемах с получением посылки. «4 декабря Ризе пришла посылка, уже более месяца ему ее не вручают. В связи с затяжными выходными с ним нет связи», — рассказала мать осужденного.
В октябре стало известно, что Ризу Изетова этапировали в якутскую исправительную колонию № 1, которая находится в девяти тысячах километров от дома мужчины в Крыму. Его мать страдает от онкологического заболевания, и она писала заявление о переводе Изетова в колонию ближе к дому. На днях она обратилась в суд с аналогичным требованием. Ее иск рассмотрит Красногвардейский районный суд Крыма 21 января.
«Ни я, ни мои сестры не смогут поехать к нему в Якутию — им всем за 70 лет. Так далеко мы не сможем поехать. Я нахожусь в ремиссии, но далеко из дома никуда не выезжаю. У меня слабый иммунитет, и я остерегаюсь инфекционных заболеваний. <…> У меня чувство, что я не доживу до его прибытия, читаю дуа Всевышнему, чтобы успеть увидеться с сыном в этом мире», — рассказывала Надие Изетова в разговоре с «Крымской солидарностью».
В марте 2022 года Южный окружной военный суд в Ростове-на-Дону признал Ризу Изетова, Ремзи Бекирова, Шабана Умерова, Раима Айвазова и Фархода Базарова виновными в попытке захвата власти (ст. 278 УК с применением ч. 1 ст. 30 УК). Кроме того, Базарова признали виновным в участии в деятельности террористической организации (ч. 2 ст. 205.5 УК), а остальных четверых — в организации такой деятельности (ч. 1 ст. 205.5 УК).
Изетова и Бекирова приговорили к 19 годам лишения свободы с отбытием первых пяти лет в тюрьме ограничением свободы на полтора года.
Айвазову назначили 17 лет с отбыванием первых пяти лет в тюрьме и ограничением свободы на полтора года. Умерова приговорили к 18 годам лишения свободы с отбыванием первых пяти лет в тюрьме, с ограничением свободы на полтора года, а Базарова — к 15 годам с отбыванием первых 4 лет 10 месяцев в тюрьме с ограничением свободы на срок в один год.
Прокуратура запрашивала фигурантам дела сроки от 16 до 18,5 лет колонии строгого режима.
- В марте 2019 года в поселках в пригороде Симферополя, где преимущественно живут крымские татары, прошли массовые обыски. Помимо этого, сотрудники ФСБ задержали несколько человек в Ростове-на-Дону. Всего по второму симферопольскому делу проходят 29 крымских татар. Четверо объявлены в розыск, остальные находятся под стражей. Перед тем, как передать дело в суд, обвиняемых поделили на группы по пять человек, дело каждой из которых рассматривается в отдельном судебном заседании.
- Издание «Крым.Реалии» публиковало текст о симферопольской группе в деле «Хизб ут-Тахрир». Всех фигурантов дела, находящихся под стражей, проект «Мемориал. Поддержка политзаключенных» признал политзаключенными. В 2022 и начале 2023 года всех их приговорили к срокам от 12 до 19 лет в колонии строгого режима. Один из осужденных, Джемиль Гафаров, в феврале 2023 года умер в заключении.
- Исламистскую партию «Хизб ут-Тахрир» признали на территории России «террористической организацией». Ее участников обвиняют и приговаривают к реальным срокам лишь на основании того, что они встречались на квартирах, читали религиозную литературу и вербовали новых участников. По мнению проекта «Поддержка политзаключенных. Мемориал», партия признана в России «террористической» неправомерно. Исследовательский центр «Сова» же считает, что ее запрет не был лишен оснований, однако преследования из-за причастности к этой партии при отсутствии обвинений в других преступлениях террористической направленности зачастую приводит к назначению непропорционально суровых наказаний.