59-летнего крымского татарина Руслана Месутова доставили в ИК-1 Якутской области, где он должен отбыть остаток своего 18-летнего срока заключения. Об этом сообщает «Крымская солидарность» со ссылкой на сестру фигуранта Лилю Месутову.
Когда именно это произошло — неизвестно. По-видимому, не меньше месяца назад, когда Месутова получила от брата последнее письмо.
По прибытии в колонию, мужчину сразу поместили в ШИЗО, отобрав все личные вещи, в том числе очки и Коран. «Надзиратели предупреждали, что поместили мусульманина в ШИЗО „надолго“ и что он „не имеет права пользоваться ни магазином, ни свиданиями“, — рассказала „Крымской солидарности“ Лиля Месутова. Она также отметила, что незадолго до конца двухмесячного этапа ее брата обокрали, и заключенные, встречавшиеся на промежуточных пунктах этапа, „его одевали, кто чем мог, помогали“.
«Человека, имеющего столько заболеваний, отправить на конец географии!.. Это был для нас шок», — комментирует сестра. Подробности состояния здоровья заключенного неизвестны. В письмах он лишь написал, что просил вызвать терапевта, но Лиля Месутова не знает, добился ли брат встречи с врачом. Ранее, когда Месутов находился в елецкой тюрьме, женщина узнала, что он страдает высоким давлением; «на свидании у него было очень плохое состояние: давление поднималось за 200, иногда 250 на 150», — рассказывает она.В Врачи диагностировали заключенному гипертонию, а также назначили носить специальный пояс для спины, но его отобрали при приезде в ИК-1.
Приговоры по делу об участии в «Хизб ут-Тахрир» Месутову и еще троим фигурантам вынесли в августе 2021 года, а годом позднее его утвердили в апелляции. Помимо Месутова, суд признал виновными Ленура Халилова, Руслана Нагаева и Эльдара Кантимирова. Мужчинам вменили статьи о подготовке к насильственному свержению власти (ч. 1 ст. 278 УК с применением ч. 1 ст. 30 УК), а также об организации или участии в террористической организации (ч. 1 и ч. 2 ст. 205.5 УК).
Халилова и Меситова суд посчитал организаторами деятельности организации, назначив им по 18 лет заключения. Нагаеву и Кантимирову вменили участие в работе организации, они получили сроки в 13 и 12 лет заключения соответственно. Первые два года все фигуранты провели в тюрьме, а оставшиеся проведут в колониях строгого режима. Кроме того, всем фигурантам суд назначил один год ограничения свободы после освобождения.
- Исламистскую партию «Хизб ут-Тахрир» признали на территории России «террористической организацией». Ее участников обвиняют и приговаривают к реальным срокам лишь на основании того, что они встречались на квартирах, читали религиозную литературу и вербовали новых участников. По мнению проекта «Поддержка политзаключенных. Мемориал», партия признана в России «террористической» неправомерно. Исследовательский центр «Сова» же считает, что ее запрет не был лишен оснований, однако преследования из-за причастности к этой партии при отсутствии обвинений в других преступлениях террористической направленности зачастую приводит к назначению непропорционально суровых наказаний.
- По данным проекта «Поддержка политзаключенных. Мемориал» на 18 сентября 2024 года, в связи с причастностью к «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» преследуются как минимум 352 человека, из них 25 — в розыске. Осуждены как минимум 280 человек, из них 119 фигурантов приговорены к срокам свыше пятнадцати лет колонии. Всего «Мемориал» признал политическими заключенными 298 фигурантов дел о причастности к «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» (235 из них преследуется в настоящее время, 63 из них освободились по отбытии наказания, а один человек скончался).