Крымского татарина Эдема Смаилова, осужденного на 13 лет лишения свободы по второму бахчисарайскому делу «Хизб ут-Тахрир», перевели из исправительной колонии № 7 в поселке Бычиха-12 Костромской области в колонию № 1 в Костроме. Об этом сообщает «Крымская солидарность» со ссылкой на его жену Лилю Смаилову.
После этапирования осужденного сразу отправили в помещение камерного типа (ПКТ) из-за «злостного нарушения установленного порядка отбывания наказания», которое ему приписали в ИК-7.
Смаилов рассказал юристу Назиму Шейхмамбетову, что его перевели в другую колонию из-за расформирования ИК-7 и ее реструктуризации.
«Я была очень рада, что смогла узнать о его положении в колонии, так как вот уже почти два месяца от него не было никаких известий», — сказала жена Смаилова. О переводе мужа она узнала после извещения от начальника ИК-1, которое получила 13 декабря 2024 года.
В предыдущей колонии, ИК-7, Смаилов с февраля 2024 года находился на строгих условия содержания, а также там его помещали в штрафной изолятор и ПКТ.
Юрист говорит, что в ШИЗО Смаилова отправляли по надуманным причинам. Например, ему назначили 14 суток ШИЗО из-за того, что ночью он отошел в уборную, умылся и совершил намаз. Еще 14 суток он получил из-за того, что повесил полотенце на кровать.
В августе 2024 года Лиля Смаилова сообщила, что у мужа в заключении появился шум в голове и ухудшилось зрение, но медпомощь ему не оказывают. «Портятся зубы. Настолько, что он уже сам вырывает — и врач не нужен», — говорила она.
Смаилова арестовали в мае 2018 года. Спустя два года суд приговорил его и еще шестерых крымских татар — Марлена Асанова, Мемета Белялова, Тимура Ибрагимова, Сервера Зекирьяева, Сейрана Салиева и Сервера Мустафаева — к срокам от 13 до 19 лет колонии по статьям об организации деятельности террористической организации или участии в таковой (ч. 1 и 2 ст. 205.5 УК), а также по статье о приготовлении к насильственному захвату власти (ст. 278 УК с применением ч. 1 ст. 30 УК).
До задержания Смаилов был председателем религиозной общиной «Топчикой», организовывал религиозные праздники, а также зарабатывал на жизнь строительными и отделочными работами.
- Второе бахчисарайское дело «Хизб ут-Тахрир» возбудили в октябре 2017 года. Большинство обвиняемых по этому делу — активисты «Крымской солидарности», общественного движения в поддержку преследуемых крымских татар.
- Исламистскую партию «Хизб ут-Тахрир» признали на территории России «террористической организацией». Ее участников обвиняют и приговаривают к реальным срокам лишь на основании того, что они встречались на квартирах, читали религиозную литературу и вербовали новых участников. По мнению проекта «Поддержка политзаключенных. Мемориал», партия признана в России «террористической» неправомерно. Исследовательский центр «Сова» же считает, что ее запрет не был лишен оснований, однако преследования из-за причастности к этой партии при отсутствии обвинений в других преступлениях террористической направленности зачастую приводит к назначению непропорционально суровых наказаний.