Против журналистки телеканала «Дождь» Анны Монгайт возбудили уголовное дело о распространении «фейков» о российской армии (ч. 2 ст. 207.3 УК). Об этом сообщают РИА «Новости» со ссылкой на источник в правоохранительных органах и Baza без указания источника информации.
Baza пишет, что Следственный комитет возбудил дело 18 июля. Поводом для уголовного преследования стали посты в телеграм-канале журналистики об ударах по Одессе, опубликованные в апреле 2022 и июле 2023 года.
Монгайт, как и многие другие сотрудники телеканала «Дождь», покинула Россию после начала войны в Украине. В ноябре 2022 года Минюст внес ее в список «иноагентов». После этого ее четыре раза штрафовали по административным протоколам о несоблюдении «иноагентского» законодательства (ст. 19.34 КоАП).
18 июля управление СК по Москве сообщило о возбуждении уголовных дел против ведущих «Дождя» Екатерины Котрикадзе, Валерии Ратниковой и Тихона Дзядко, который также занимает пост главреда. Всех их обвиняют в военных «фейках» (п. «д» ч. 2 ст. 207.3 УК) и уклонении от исполнения обязанностей «иноагента» (ч. 2 ст. 330.1 УК).
23 сентября В деле Анны Монгайт по статье о «фейках» появились новые эпизоды. Об этом сообщает «Медиазона».
Во время читки обвинительного заключения прокурорка Фомина перечислила два уже известных поста в канале Монгайт о бомбардировке Одессы.
Новыми эпизодами в деле стали публикации, датированные этим годом. Так, в январе Монгайт анонсировала стрим с раввином Мотлом Гордоном и епископом Апостольской православной церкви Григорием Михновым-Вайтенко. По версии следствия, в этом посте оценивается негативное отношение Михнова-Вайтенко к войне в Украине.
В мартовской публикации Анна Монгайт рассуждала о переговорах президента США Трампа, которого тогда недавно избрали, с Путиным. «Все, поубивали и хватит? Так и скажет своим верным людоедам — переходим на вегетарианское питание?», — написала ведущая.
Последним постом, ставшим поводом для дела, стала публикация от мая. В нем приводится скриншот анонса выступления Путина, где журналисты обещали, что новые заявления «взорвут американский вечерний прайм-тайм». К этому сообщению Монгайт написала комментарий: «Сколько можно все взрывать!». Следствие заявило, что этими словами ведущая «негативно эмоционально» оценила глагол «взрывать» в прямом, а не переносном смысле.
Защита Анны Монгайт с обвинением не согласилась и заявила, что оно нарушает гражданские права, гарантированные Конституцией и международными договорами.
К делу также приобщили заявление самой телеведущей «Дождя»:
«Все посты в моем канале „Vsya takaya Mongayt“ в телеграм, упомянутые в обвинении и, по мнению экспертизы, оскорбляющие вооруженные силы Российской Федерации, основаны на реальных фактах и отражают мое отношение к происходящему. Свою вину я не признаю и от своих слов в эфире и социальных сетях не отказываюсь. Оправдываться не намерена».
В суде огласили и показания свидетелей. 19-летний Александр Шеин и 20-летний Сергей Общий на допросах делали похожие заявления. Они сводятся к тому, что юноши нашли в телеграме посты Монгайт, которые сочли ложными, недопустимыми, аморальными и противозаконными. Общий также добавил, что сверил информацию в публикациях с сообщениями в прокремлевских агентствах РИА «Новости» и ТАСС.