Президент России Владимир Путин подписал пакет законов, в том числе о введение штрафов за поиск экстремистских материалов в интернете. Внимание на это обратила ASTRA.
Этим же пакетом документов вводятся штрафы за:
- распространение рекламы VPN и признании отягчающим обстоятельством использования VPN при совершении преступлений;
- передачу SIM-карт или аккаунтов в интернете другому человеку;
- отказ владельцев VPN-сервисов выполнять требования Роскомнадзора и ограничивать доступ к страницам из реестра запрещенных сайтов;
- нарушение правил взаимодействия с госорганами и силовиками и раскрытие информации об этом взаимодействии со стороны операторов связи, администраторов интернет-сервисов, хостеров.
Также теперь налоговики во внесудебном порядке смогут взыскивать с граждан долги по налогам и штрафам, которые они не оспаривают, а СК сможет без суда замораживать банковские счета подозреваемых.
За умышленный поиск экстремистских материалов будет грозить штраф от 3 до 5 тысяч рублей. Реклама VPN-сервисов и отказ владельцев таких сервисов выполнять требования Роскомнадзора могут повлечь штрафы для граждан от 50 до 80 тысяч рублей, для должностных лиц — от 80 до 150 тысяч рублей, для юрлиц — от 200 до 500 тысяч рублей.
Передача SIM-карты или аккаунта в интернете предполагает штраф от 30 до 50 тысяч рублей для граждан, от 50 до 100 тысяч для индивидуальных предпринимателей, от 100 до 200 тысяч рублей для юрлиц.
В поправках сказано, что безвозмездная кратковременная передача SIM-карты для использования в личных целях не будет считаться правонарушением. А передача другому человеку логина и пароля от своего аккаунта разрешена «для правомерного использования функциональных возможностей информационного ресурса по поручению пользователя сети „Интернет“ или с его согласия».
Поправки вступят в силу 1 сентября 2025 года.
Изначально документ предполагал изменения в Кодексе об административных правонарушениях только в части экспедиторской деятельности. Он полгода находился в Госдуме без движения, а в июле депутаты предложили поправки, касающиеся совершенно других вопросов. Депутаты приняли закон в третьем, окончальном чтении 22 июля.