42-летний Роман Грибов с июля 2025 года находится в костромском СИЗО-1 по обвинению в призывах к терроризму (ч. 2 ст. 205.2 УК) и к экстремизму (ч. 2 ст. 280 УК). Об этом ОВД-Инфо рассказал его брат Алексей Грибов.
Дело возбудили из-за двух комментариев в телеграме (материалы есть в распоряжении ОВД-Инфо).
- По версии силовиков, в канале Liberty People Грибов прокомментировал новость о предложении политолога из ВШЭ устроить демонстрационный ядерный взрыв на территории России. «Отличная идея! Чтобы все точно испугались, разнесите ядерным взрывом Москву, желательно с хуйлом», — сказано в комментарии. Силовики сочли его призывом к терроризму.
- Второй комментарий нашли в чате телеграм-канала «СверхДержавЧина». Один из пользователей поделился интервью бывшего заключенного, вступившего в ЧВК «Вагнер». В ответ Грибов якобы написал: «Предлагаю эту категорию граждан расстрелять или повесить. И забыть о проблеме». Эти слова силовики расценили как призыв к экстремизму.
Грибов не признает вину. Он подтверждает, что аккаунт в телеграме принадлежит ему, но настаивает, что не писал эти комментарии.
Защита предполагает, что силовики нашли эти комментарии только после задержания Грибова. Накануне возбуждения дела сотрудники ФСБ запросили у суда разрешение на прослушку телефона и изучение устройств Грибова, сославшись на возможную госизмену (ст. 275 УК). Подозрения в призывах к терроризму и экстремизму из-за комментариев они не упоминали.
Сотрудники ФСБ и Центра «Э» задержали Грибова 2 июля 2025 года. На следующий день его арестовали на 13 суток по статье об отказе от медосвидетельствования (ч. 1 ст. 6.9 КоАП).
Позднее, в том числе в суде апелляционной инстанции по административному делу, Грибов рассказал, что после задержания ему замотали руки скотчем, на голову надели черный пакет и силой заставили разблокировать телефон. Потом его отвезли в управление ФСБ по Костромской области.
«[Там] сотрудник ФСБ зафиксировал ему руки, облил водой [ноги], повалил на пол, оголенный провод подключил в розетку. На протяжении полутора часов его пытали электрическим током», — пересказаны показания мужчины в решении суда.
Затем Грибова повезли домой на обыск и снова доставили в управление ФСБ. Он рассказал, что его стали бить по почкам, а потом насильно напоили водкой и отвезли в ОВД по Костромскому району. В отделе полицейский в присутствии понятых предложил ему пройти освидетельствование. Грибов согласился.
«На [это] сотрудник ФСБ потребовал от Грибова отказаться от прохождения. Он отказался», — пересказаны его показания в решении суда. В итоге на него составили протокол об отказе от освидетельствования.
Из материалов СК следует, что сотрудники ИВС видели гематомы у Грибова.
15 июля на Грибова официально завели уголовное дело. Его отправили в СИЗО. В тот же день судмедэксперты осмотрели мужчину и зафиксировали кровоподтеки на груди, спине, правой ноге и в тазовой области, а также ссадины на той же ноге и левом плече. Несмотря на это, СК отказался возбуждать дело о пытках.
Недавно Грибов столкнулся с давлением в костромском СИЗО-1, рассказал его брат. 30 декабря костромича перевели в камеру, где находились двое человек — в одном из них Грибов узнал сотрудника ФСБ, участвовавшего в пытках. В этой камере мужчина находился до 12 января. По словам брата, два сокамерника оказывали на него психологическое давление и угрожали новыми уголовными делами и судьбой Максима Марцинкевича, которого нашли мертвым в СИЗО, если он так и не признает вину.
Брат рассказал, что до задержания Роман Грибов работал менеджером по продажам автомобильных масел. В свободное время он помогал животным в приютах, а три года назад сам выходил бездомного щенка, которого оставил у себя.