Кто придумал «День проверки отделений полиции»?
Команда, которая сформировалась после проведения «Дня проверки документов». Они объединились в рамках ОГОН — Объединенной группы общественных наблюдателей, а также среди них есть представители «Трансперенси», Молодежного Правозащитного Движения и просто гражданские активисты.
А зачем вы проводили эти акции — «День проверки документов», «День проверки отделений»?
Мы хотели посмотреть, насколько возможно простому человеку войти в отделение полиции и проверить, есть ли в этих отделениях все то, что должно быть по закону. Ну и хотелось бы приучить сотрудников полиции к тому, что граждане могут их контролировать, в том числе у них в отделении.
Удается приучить?
Привыкание происходит. Ключевая идея всего нашего контроля заключается в том, что это делают люди, которые лишены каких-либо официальных полномочий (это не члены Общественной наблюдательной комиссии или общественных советов). Кроме того, важно, что эти проверки происходят без уведомления, мы не согласовываем с полицейскими дату, мы объявляем — с такого-то числа к ним придут граждане.
Во время проведения первого «Дня проверки отделений» 26 января сотрудники полиции в большинстве регионов предпочли быть очень внимательными, готовыми видеть граждан. Ясно, что это во многом наигранная готовность, но важен тот факт, что без каких-либо дополнительных полномочий получается добиваться того, что сотрудники полиции прислушиваются к мнению граждан.
В частности, по итогам акции в Сочи полицейские уже готовы разместить у себя на стендах материалы, которые предоставят группы наблюдателей. ГУВД Москвы тоже утверждает, что готово. Мы сейчас планируем с ним обсуждать более предметно результаты проверок, которые они сами у нас просили, и материалы, которые они готовы размещать в отделениях полиции.
Это разовая акция или планируется системная работа?
Это была пробная акция, на ее основе мы хотим делать системную работу. Например, провести «Месяц проверки отделений полиции» — долговременную проверку, чтобы люди могли в течение месяца прийти в отделения и их оценить. Соответственно, будет сложнее сделать показательную открытость, либо придется делать ее показательной в течение месяца.
Это может вызвать привыкание.
Да-да, очень точно подмечено, общая идея — выработать привычку к тому, что гражданин может прийти и сказать: «Где у вас здесь висят мои права? Где указан телефон „горячей линии“?» Сейчас и граждане боятся приходить, и сотрудники полиции не понимают, не приучены к тому, что граждане могут к ним прийти своим ходом, а не только доставленные за какое-то правонарушение.
Вы уведомляли МВД о «Дне проверки отделений». С одной стороны, это позволило акцию провести. С другой стороны, вам очевидно показали «потемкинские деревни». В чем ценность полученной информации и опыта?
Да, они были готовы. Но дело в том, что изначально некоторые участники акции считали, что это слишком опасно — идти в отделения. И первый раз мы все сделали максимально мягко, в результате чего во многих отделениях проверяющих встречало руководство. Но уже сломался стереотип, что это очень опасно, и когда в следующий раз будет проверка, у наблюдателей уже будет положительный опыт, на который можно опираться. И если в следующий раз полицейские скажут, что приход граждан с проверкой — это какая-то провокация, это будет выглядеть как-то непоследовательно. Полиции придется и дальше изображать радость от того, что граждане приходят ее проверять.
Есть гарантия, что в тех отделениях, которые демонстративно открылись для наблюдателей, а потом снова закрылись для граждан, будет ли что-то меняться?
Это зависит не только от отделения, это зависит и от людей — их должно быть много. Как было с нагрудными знаками: появилось достаточно много людей, которые последовательно стали писать жалобы на сотрудников полиции, которые не носят нагрудные знаки, и сейчас в Москве, например, встретить сотрудника без нагрудного знака довольно сложно. То же самое и с отделениями. Во-первых, надо добиться единых правил, как проходить в отделение полиции. Это один из пунктов наших итоговых рекомендаций. Они должны висеть в интернете и в помещениях отделений, потому что даже сотрудники полиции не знают, как по закону они должны пускать. А после того, как они будут готовы, нужно, чтобы люди требовали исполнения этих правил.
Были какие-то негативные моменты, никому не мешали попадать в отделения?
Не было таких. Ни одного случая, что тоже важный показатель.
Какие будут следующие шаги и когда они планируются?
В теплое время года мы хотим сделать мониторинг с присутствием либо рядом с сотрудниками полиции, патрулирующими территории, либо рядом с отделениями, где будем опрашивать вышедших людей на предмет проблем, возникших в отделении.
Месяц проверки отделений планируется в ближайшее время — я думаю, весной мы это сделаем. Следующий этап — к концу года где-то — мы будем отбирать из готовых участвовать в проверках людей тех, кто заинтересован и подходит по параметрам в Общественную наблюдательную комиссию.
Куда обращаться человеку, который хочет к вам присоединиться?
Теперь все это будет координироваться через сеть общественных наблюдателей ОГОН, поэтому достаточно заполнить на сайте группы анкету и указать в ней, что есть интерес к полиции.