На прошлой неделе в Центральном районном суде Челябинска началось рассмотрение дела активиста «Гражданского движения Южного Урала» Константина Жаринова. Его обвиняют в призывах к экстремистской деятельности за репост в сети «ВКонтакте» агитационного текста «Правого сектора». В тексте, действительно, содержались призывы к «созданию партизанских отрядов» и «разрушению военной инфраструктуры». Но Жаринов сам вскоре удалил текст со своей страницы. Жаринов рассказал ОВД-Инфо о своем деле.
— Суд отказался вернуть дело прокурору?
— Да, это главный итог двух состоявшихся заседаний. Мы делали упор на то, что экспертизы были проведены не совсем правильные, что в деле не доказано, что у меня был умысел на экстремистские призывы… Но судья решила по-другому.
— Сколько вообще провисел у вас на странице пост, из-за которого завели дело?
— Примерно 60 часов.
— Почему правоохранители читали ваш аккаунт?
— Наверное, наблюдали за мной… Я участвовал в пикете антивоенном, в экологических пикетах. Видимо, поставили на контроль и воспользовались такой моей небрежностью.
— Почему вы повесили этот пост и почему удалили?
— Удалил я после того, как прокуратура на это отреагировала. Может быть, и так бы его удалил, обратил бы внимание на то, что он не совсем уместен. Часто на стене какой-нибудь мусор появляется. Нажмешь, а потом смотришь — там много лишнего.
— Когда стало известно, что на вас завели дело?
— Примерно через два месяца мне сообщили.
— Прокурор вам звонил, прислал мэйл о том, что пост нужно удалить?
— Ну, я ходил в прокуратуру, мне там предупреждение выписали. Первыми на это обратили внимание полицейские из отдела по борьбе с экстремизмом, они прокуратуру и подключили. Они мне позвонили и говорят, что у меня на странице есть что-то нехорошее. Я даже не понял, о чем речь, думал, недоразумение.
— А еще вы занимаетесь историей терроризма…
— Да, вы можете мою фамилию вбить в поисковики. По запросу «Жаринов терроризм» найдете мои книги, у меня есть сайт Terroristica.info.
— Полицейских, ФСБ ваша исследовательская деятельность тоже раздражает?
— Почему раздражает? У меня даже был опыт, я для одного из милицейских отделов лекцию читал. Больше, правда, меня не приглашали.
— Есть ли статистика, сколько людей за 60 часов просмотрели этот пост?
— Нет. Я пытался узнать, но представители «ВКонтакте» ответили, что не предоставляют такую информацию, — это их официальная позиция. Были бы такие данные — выяснилось бы, что хорошо, если пять человек. Кому это надо вообще? У меня же не какой-то паблик раскрученный.
— Сколько у вас френдов?
— Сейчас за 300, весной было поменьше, за 200.
— И вам до четырех лет лишения свободы угрожает?
— Да-да, 280-я статья.
— Как проходило следствие?
— Довольно рутинно. Мы заказывали свои экспертизы, они — свои. Вот и все следствие.
— В деле есть и материалы прослушки вашего телефона?
— На следующий день как объявили мне, что дело завели, поставили телефон на прослушку. Может быть, раньше тоже слушали, не могу сказать… Приобщили материалы прослушки в течение одного дня. Я разговаривал с журналистами, как сейчас с вами, объяснял, что случилось. Даже не знаю, что они пытаются этим доказать.
— Дело против вас вело ФСБ. Раньше с этим ведомством сталкиваться приходилось?
— Нет, кроме гаишных штрафов, у меня нарушений не было.
— Откуда у оперативников центра «Э» был ваш телефон?
— Я пару раз подавал уведомления на митинг, пикет — у них есть такая манера, выносить предупреждения, чтобы закон о проведении массовых мероприятий не нарушали.
— Сколько раз вас допрашивали?
— Следствие тянулось с мая по август, допросов было 5–6.
— Зачем ФСБ понадобилось ваше дело?
— Сколько версий ни строй… По-моему, для них это рутинная работа. Челябинск был глубинкой Советского союза, а теперь — граница с Казахстаном. Казахстан, конечно, не самая опасная страна, но за Казахстаном — Узбекистан, а граница открыта. Тут всякий «Хизб ут-Тахрир», черт знает что происходит… Вроде ими ФСБ гораздо интересней заниматься, у нас несколько дело уже было… Да я и не могу сказать, чтобы в моем случае они копытом били…