Надежда Толоконникова, одна из участниц акции Pussy Riot в Храме Христа спасителя, обнародовала факты жесткого обращения с заключенными в ИК-14, где она отсиживает свой срок, и объвила голодовку. Об этом она сообщила в письме, опубликованном Лентой. Ру. С помощью адвоката Ирины Хруновой Толоконникова также подала заявление в Следственный комитет по поводу угрозы убийства со стороны замначальника колонии Юрия Куприянова.
В своем письме Толоконникова детально описывает нравы мордовской колонии. Начальство колонии, с помощью произвольного установления норм выработки, заставляет заключенных женщин шить полицейскую форму по 16–17 часов в день, свидетельствует Толоконникова. Администрация колонии с помощью самих зэков принуждает заключенных молча выполнять эти требования, наказывая за жалобы: «Для поддержания дисциплины и послушания широко используется система неформальных наказаний: „сидеть в локалке до отбоя“ (запрет на вход в барак — осень, зима ли; во 2-м отряде, отряде инвалидов и пенсионеров, живет женщина, которая за день сидения в локалке отморозила себе руки и ноги так, что пришлось ампутировать одну ногу и пальцы рук), „закрыть гигиену“ (запрет подмыться и сходить в туалет), „закрыть пищевую каптерку и чайхану“ (запрет есть собственную еду, пить напитки). И смешно, и страшно, когда взрослая женщина лет сорока говорит: „Так, сегодня мы наказаны! Вот интересно, а завтра нас тоже накажут?“ Ей нельзя выйти из цеха пописать, нельзя взять конфету из своей сумки. Запрещено».
Вместе с чудовищными санитарными условиями такие нравы приводят к смертям и травмам: «Год назад, до моего приезда, до смерти забили цыганку в 3-м отряде (3-й отряд — пресс-отряд, туда помещают тех, кого нужно подвергать ежедневным избиениям). Она умерла в санчасти ИК-14. Факт смерти от избиений администрации удалось скрыть: причиной указали инсульт. В другом отряде неуспевающих новеньких швей раздевали и голыми заставляли шить. С жалобой к администрации никто обратиться не смеет, потому что администрация улыбнется в ответ и отпустит обратно в отряд, где „стукачку“ изобьют по приказу той же администрации. Начальству колонии удобна контролируемая дедовщина как способ заставить осужденных тотально подчиняться режиму бесправия. <…> На промзоне царит угрожающе нервная атмосфера. Вечно невысыпающиеся и измученные бесконечной погоней за выполнением нечеловечески огромной нормы выработки зэчки готовы сорваться, орать в голос, драться из-за ничтожнейшего повода. Совсем недавно юной девушке пробили ножницами голову из-за того, что она вовремя не отдала брюки. Другая на днях пыталась себе проткнуть ножовкой живот».
На заявление Толоконниковой уже отреагировало тюремное начальство. Замначальника колонии Куприянов обратился в прокуратуру и руководству ФСИН, обвинив межа Толоконниковой Петра Верзилова и ее адвоката Ирину Хрунову в шантаже, сообщила «Российская газета». В свою очередь Следственный комитет заявил, что проведет проверку фактов, изложенных Толоконниковой в заявление, а Совет по правам человека по президенте заявил, что 24 сентября »срочно выедет на проверку сигналов о нарушениях прав человека в одной из женских колоний Мордовии».
Читайте также: Заявление Н.Толоконниковой о голодовке
Читайте также: Заявление Н.Толоконниковой в Следственный комитет