Сегодня в Московском городском суде состоялось рассмотрение апелляционной жалобы на приговор братьям Навальным по «делу Ив Роше». Мосгорсуд принял решение оставить приговор братьям Олегу и Алексею Навальным без серьезных изменений. Таким образом, Олегу Навальному предстоит три с половиной года колонии общего режима. Решение Мосгорсуда лишь исключило выплату штрафа в размере 500 тысяч рублей, причем только Алексею Навальному. Также с сегодняшнего дня мера пресечения в виде домашнего ареста для Алексея Навального действовать перестает.
30 декабря 2014 года судьей Замоскворецкого суда Еленой Коробченко Алексей и Олег Навальные были признаны виновными по «Делу Ив Роше». Олег Навальный был приговорен к трем годам шести месяцам колонии общего режима, Алексей Навальный — к тому же сроку условно. Олег Навальный был взят под стражу в зале суда. Оба брата также были приговорены к штрафу в 500 тысяч рублей и к выплате 4,4 миллиона рублей компенсации «Многопрофильной процессинговой компании» с каждого. Обвинение Навальным было частично переквалифицировано — с простого мошенничества на мошенничество в сфере предпринимательской деятельности (ст. 159.4 УК), за которое предусмотрен меньший срок наказания.
Напомним, Навальных обвиняют в мошенничестве и легализации средств в ущерб российскому подразделению компании «Ив Роше». По версии следствия, в 2008 году Алексей Навальный создал ООО «Главное подписное агентство», а его брат Олег, занимавший тогда должность начальника департамента внутренних почтовых отправлений «Почты России» убедил представителей «Ив Роше Восток» заключить договор на грузоперевозки именно с этой фирмой, а не с «Почтой России». Таким образом, Навальные якобы путем обмана похитили более 26 миллионов рублей у «Ив Роше Восток» и более 4 миллионов рублей у «Многопрофильной процессинговой компании».
Сегодня заседание в Мосгорсуде началось с того, что выяснилось, что потерпевшие по делу участвовать в рассмотрении апелляционной жалобы отказались. Далее выяснилось, что в Мосгорсуде потеряли дополнения к апелляционной жалобе, поданное защитой Навальных 11 февраля, в которых сформулированы основные тезисы стороны защиты. Суд назначил перерыв, чтобы прокуратура ознакомилась с дополнениями защиты. Выступая в суде, прокуратура заявила, что «восстановление социальной справедливости и воспитание осужденных возможно только при условии реального лишения свободы». Прокуратура вновь попросила для Навальных те же сроки, что и в декабре 2014 года — 8 лет заключения для Олега Навального и 10 лет тюрьмы для Алексея Навального. Защита, в свою очередь, просила обоих Навальных по делу «Ив Роше» оправдать.
Защитой были приведены примеры допущенных при рассмотрении дела и вынесении приговора нарушений, в частности, то, что текст приговора был фактически скопирован из обвинительного заключения, а также то, что суд привел доказательства, которые не были исследованы в ходе слушаний.
Прокуроры попросили суд исследовать большое количество материалов, в частности те, которые, не были исследованы в ходе судебных слушаний по делу, однако, как утверждает сторона защиты, легли в основу приговора. Алексей Навальный решил уточнить, почему это необходимо.
«Ваша честь! Я хочу, чтобы прокуратура пояснила, зачем сейчас зачитывать огромное число материалов дела. Они разоблачают сами себя. Предлагают исследовать материалы, которые не рассматривались, но есть в приговоре. Я возражаю, и пусть обвинение пояснит, зачем читать материалы», — обратился Алексей к судье.
Судьи удовлетворили ходатайство обвинения — исследовать документы.
Защита отмечает, что их не предупредили о таком количестве документов. Адвокат Михайлова просит дать защите два-три дня для подготовки письменных ходатайств, поскольку это доказательства ранее не исследовались. Судья предоставила защите только час для подготовки.
«Так как мы были не готовы, мы лишены возможности представит доводы о недопустимости этих доказательств. Мы знакомы с материалами дела. Но мгновенно реагировать мы не можем», — говорит адвокат.
В ходе прений сторон обвинение сообщило, что факт мошенничества подтверждается судом первой инстанции. Прокурор попросила назначить Олегу Навальному наказание в виде восьми лет заключения, а Алексею Навальному девять лет, а по совокупности с приговором Кировского суда — десять лет заключения. Второй прокурор поддерживает коллегу — «все собранные по делу доказательства были собраны объективно, суд отверг доводы защиты, указав мотивы принятого решения».
Защита потребовала Навальных оправдать.
«Я не планировал выступать, но одна фраза прокурора Игнатовой про вину, доказанную на основании отчета финансового директора Мельника. Мы его два часа слушали в суде и он говорил об отсутствии ущерба!» — говорит судье Алексей Навальный.
Олег Навальный подробно рассказывает о том, что цены на предоставление услуг у «Главподписки» были низкими: «Да Ив Роше должны нам памятник поставить, мы снижали их издержки на 15%».
«Я требую немедленного освобождения моего брата, он взят в заложники только по одной причине — чтобы я не вел политическую деятельность», — говорит Алексей Навальный.
«Я присоединяюсь к требованиям своего брата, мне здесь порядочно надоело. Самое веселое, что я тут сделал в тюрьме, — это сделал шахматы и поймал голубя. Вы в любом случае войдете в историю, пусть будет позитивчик. Остановите этот поток то ли Кафки, то ли Кубрика, то ли Кэрролла», — сказал Олег Навальный.