Александр Костенко, находящийся в СИЗО № 1 Симферополя по подозрению в нанесении телесных повреждений сотруднику крымского спецподразделения «Беркут» во время событий на Майдане в Киеве, пожаловался на постоянные издевательства и угрозы.
Костенко просит помощи «от постоянных издевательств <…> сокамерников» и пишет, что боится подавать жалобы в администрацию СИЗО «из-за угроз, поступающих от иногда заходящего и вызывающего в оперчасть человека в штатском». По словам Костенко, с него требуют показания против его товарищей, бывших с ним на Майдане. «Никаких преступлений против сотрудников Беркута я не совершал, все это надумано», — утверждает он.
Как сообщает Крымская полевая миссия по правам человека со слов адвоката Дмитрия Сотникова, Костенко уже в СИЗО был доставлен со следами применения пыток. В другом заявлении Костенко говорит, что с 5 по 6 февраля 2015 года сотрудники ФСБ поместили его «в подвал какого-то <…> помещения, где на протяжении всего времени причиняли <…> телесные побои и истязания». Костенко пишет, что в результате этих действий получил «множественные телесные повреждения и перелом со смещением левого локтевого сустава».
Костенко был задержан 5 февраля 2015 года в Крыму в рамках дела, возбужденного по второй части статьи 115 УК о причинении вреда здоровью по мотивам идеологической ненависти. Костенко подозревается в том, что 18 февраля 2014 года в ходе столкновений на улице Михаила Грушевского в Киеве бросил камень в прапорщика милиции В. Полиенко (полное имя пострадавшего неизвестно). 8 февраля Киевский районный суд Симферополя отправил его под стражу на два месяца.
В имеющемся в распоряжении ОВД-Инфо постановлении суда об аресте Костенко говорится, что Костенко «совместно с иными неустановленными лицами, из числа членов украинской радикально-националистической политической партии „Свобода“, а также украинской экстремистской националистической организации „Правый сектор“ находился на территории „Мариинского парка“, расположенного по ул. Михаила Грушевского в г. Киеве, Украина, где были возведены баррикады с целью оказания вооруженного сопротивления сотрудникам правоохранительных органов».
Как следует из судебного документа, камень в прапорщика Полиенко подозреваемый бросил, «разделяя идеологию украинской радикально-националистической политической партии „Свобода“, ставящей своей целью насильственное свержение конституционного строя в Украине», а также «испытывая чувство идеологической ненависти и вражды к сотрудникам органов внутренних дел, обеспечивающих охрану общественного порядка, как к представителям законной власти» и «с целью применения насилия в отношении лица с иными идеологическими взглядами». Легкий вред здоровью Полиенко выразился в обширной гематоме в области левого плеча в средней и нижней трети.
Из первых сообщений об этом деле было неясно, каким образом дело Костенко может быть связано с Россией или ее гражданами. Однако в постановлении указано, что Костенко является гражданином РФ (возможно, поскольку до того, как оказаться в Киеве, он работал в крымской милиции и считается жителем Крыма). Представители Крымской полевой миссии считают, что дело Костенко «имеет ярко выраженный политический характер», а «возбуждение дела Следственным комитетом Российской Федерации за события в Киеве нарушает принципы законности уголовного права и территориальной подсудности».