24 июня Государственная Дума приняла оба законопроекта, ужесточающие наказание за терроризм и экстремизм, в окончательном третьем чтении. Об этом сообщает «Интерфакс».
Законопроекты, известные как «пакет Яровой», были внесены депутатом Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым на рассмотрение в нижнюю палату парламента 7 апреля 2016 года. Инициативу раскритиковали правозащитники — Совет по правам человека при президенте нашел в документе «целый ряд норм, которые безосновательно расширяют действие уголовного законодательства». Операторы связи заявляли, что норму закона о хранении всех сообщений абонентов в течение трех лет невозможно выполнить технически и экономически — это приведет к коллапсу отрасли.
Тем не менее, 13 мая «пакет Яровой» прошел первое чтение, а в заключительный день работы Думы шестого созыва 24 июня был принят сразу во втором и третьем.
Согласно одному из законов, в уголовный кодекс вводятся две новые статьи. Действия, совершенные за пределами России для нарушения мирного сосуществования государств и народов или направленные против интересов РФ, подвергающие опасности жизнь, здоровье и неприкосновенность граждан РФ, теперь будут квалифицироваться по статье 361 УК (акт международного терроризма). Наказываться такие деяния будут лишением свободы на срок от 10 до пожизненного. Финансирование международного терроризма и вовлечение в подобные действия несовершеннолетних повлекут за собой наказание от 5 до 10 лет тюрьмы, а если в результате этого погибли люди — от 15 лет до 20.
Более того, изменены нормы УПК о процессуальных действиях за пределами РФ. Теперь российские следователи могут действовать за рубежом в рамках отечественных УПК и УК, не внося предварительно запрос в местные компетентные органы, то есть, фактически, без их ведома.
Также, по статье 205.6 УК будут карать тех, кто не сообщит о людях, которые готовят, совершают или совершили террористические преступления, а также захват заложников (ст. 206), угон воздушного судна или железнодорожного состава (ст. 211), насильственный захват власти (ст. 278). Кроме того, в списке преступлений, за несообщение о которых предлагается наказывать, присутствуют посягательство на жизнь государственного деятеля (ст. 277), незаконное обращение с ядерными материалами (ст. 220), организация незаконного вооруженного формирования и участие в нем (ст. 208), вооруженный мятеж (ст. 279) и акт международного терроризма. Наказывать будут штрафом до 100 тысяч рублей, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.
У СПЧ больше всего вопросов вызвала именно новая статья о недоносительстве. В экспертном заключении правозащитники заявляют, что авторы законопроекта по сути не привели никаких правовых и криминологических оснований этой инициативе, «фактически идет речь о криминализации бездействия». Набор преступлений, по мнению СПЧ, выбран произвольно, а примечание о том, что под действие статьи не подпадают близкие родственники преступников, сводит ее эффективность к нулю.
«Пакет Яровой» ужесточает наказание по всем преступлениям, связанным с терроризмом. Увеличены минимальные сроки за террористический акт (10 лет), пособничество террористам (15 лет), участие в террористической организации (10 лет), пропаганду терроризма в интернете (5 лет). Возрастной порог наступления ответственности по террористическим преступлениям и целому ряду статей УК, в том числе — по массовым беспорядкам, снижен до 14 лет. Также вводится уголовная ответственность за «вовлечение в массовые беспорядки» — лишение свободы на срок от 5 до 10 лет.
Ужесточаются наказания по экстремистским статьям УК. Первоначальная редакция закона предполагала оставить единственным наказанием по таким статьям лишение свободы, но в итоге инициативу смягчили, и в большинстве случаев возможность штрафа осталась. Теперь по ч. 1 ст. 282 УК (возбуждение ненависти или вражды) может наступить наказание в виде штрафа в 300–500 тысяч рублей, принудительных работ или лишения свободы сроком до 5 лет. Статья о «склонении к экстремизму» в окончательном варианте законопроекта была исключена из текста.
Кроме того, поправки в федеральный закон «О связи» вводят для операторов связи обязанность хранить все данные абонентов о приеме и передаче информации в течение полугода. Это значит, что будут сохраняться все звонки, сообщения, изображения — весь обмен информацией. Изначально планировалось установить срок хранения на три года, но эксперты и участники рынка связи заявили, что это сопряжено с гигантскими расходами и техническими трудностями, поэтому время значительно урезали. Также, согласно поправке в «пакет Яровой» депутата Елены Мизулиной, «организаторы распространения информация» теперь должны предоставлять надзорным органам ключи для дешифровки зашифрованных сообщений в таких мессенджерах, как Telegram.
В самый последний момент авторы исключили из законопроектов самые одиозные инициативы о лишении гражданства за терроризм и запрещении выезда из страны для людей, которых ФСБ подозревает в экстремизме и которым вынесено соответствующее предупреждение.
Директор информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский 22 июня, в день, когда Государственная Дума изначально планировала рассматривать законопроекты Озерова и Яровой, писал на своей странице в социальной сети Facebook, что тексты инициатив исчезли с сайта Думы. Сегодня с утра они вновь появились — без частей о лишении гражданства и запрете выезда.