В ночь на 7 марта, когда в многочисленных отделах полиции находились задержанные на антивоенных акциях, в петербургском ОП № 31 применили силу к сотрудничающему с ОВД-Инфо адвокату Алексею Калугину.
Калугин прибыл в отдел вместе с коллегой Сергеем Подольским, также сотрудничающим с ОВД-Инфо, чтобы представлять интересы находившейся там задержанной. У обоих адвокатов были с собой удостоверения и ордеры.
Дежурный не пустил адвокатов в отдел, сославшись на приказ начальника. Адвокаты сказали, что хотят написать заявление о противоправных действиях сотрудников отдела. Дежурный пообещал, что к ним выйдут. Через некоторое время сотрудник действительно вышел к ним, но потребовал прекратить съемку, которую вел Калугин, несмотря на то, что в тот момент адвокаты еще находились за воротами отдела. Сотрудник применил к Калугину силу: ударил по телефону и стал выкручивать руки, чтобы тот прекратил запись. После этого сотрудник попытался надеть на адвоката наручники, но не справился с этим один, ему помогли подбежавшие коллеги, прижав Калугина к забору. Затем его завели в отдел. По словам адвоката, наручники на него надели крайне непрофессионально: одна рука была сверху, другая снизу, на руках остались следы.
В наручниках Калугин провел около 15 минут, затем по просьбе адвоката Сергея Подольского, которого все же пропустили в отдел, его отвели в кабинет начальника. Тот распорядился снять наручники, но препятствовал работе адвокатов. Начальник отдела обвинял их в том, что они «защищают нацистов» и тем самым являются их пособниками, угрожал обоим возбуждением уголовного дела о применении насилия к представителю власти (ст. 318 УК) и оскорблении представителя власти (ст. 319 УК).
Затем начальник потребовал от Калугина удалить видео с телефона, тот удалил один ролик, но потом он был восстановлен. Начальник позволил адвокату Подольскому оказать помощь задержанной только после удаления ролика, а Калугину пригрозил административной статьей о неповиновении законным требованиям сотрудника полиции (ст. 19.3 КоАП). Однако это осталось угрозой, адвоката вскоре отпустили.
С 24 февраля мы следим за массовыми задержаниями в связи с антивоенными акциями в ежедневном режиме. Задержания нередко сопровождаются насилием, только 6 марта мы зафиксировали десятки случаев жестоких избиений. В некоторых случаях имели место серьезные травмы — некоторым задержанным разбили головы, у других зафиксированы растяжение связок, вывих плеча. Особенно усердствуют силовики, по нашим наблюдениям, именно в Петербурге, в частности, они неоднократно применяли к задержанным электрошокеры. Впрочем, нам известно о многочисленных случаях насилия и в других городах, достаточно вспомнить об издевательствах над задержанными в московском отделе полиции по району Братеево.
К сожалению, применение насилия к участникам мирных акций — не новость для нас, практически каждое массовое мероприятие, не согласованное с местной администрацией, полиция разгоняет жестко, избивая людей. За все годы наблюдений нам не известно ни одного случая, чтобы кто-нибудь из сотрудников правоохранительных органов понес за это ответственность. Напротив, преследованиям по обвинению в применении насилия подвергаются участники акций — чаще всего из-за того, что они попытались защититься или заступиться за кого-то.
Нам известно и о массовых случаях недопуска адвокатов в отделы полиции. Полиция не имеет права не допускать адвокатов, имеющих ордер, к подзащитным. Недопуск — явное свидетельство того, что в отделах нарушаются права задержанных. Часто в отделах объявляют так называемый план «крепость», который по закону можно вводить только в случае нападения на отдел или проведения учений. По нашим наблюдениям, объявляют его исключительно для того, чтобы не пускать адвокатов.
Случаи применения насилия к адвокатам пока что редки, но от этого не перестают быть вопиющими. Год с лишним назад, в январе 2021 года в московском отделе полиции по Даниловскому району, имеющем печальную славу в связи с применением насилия к задержанным, избили и оставили на ночь адвоката «Апологии протеста» Мансура Гильманова, который приехал представлять интересы подзащитного. В сентябре 2018 года в Краснодаре полицейские избили адвоката Михаила Беньяша, который собирался представлять интересы задержанных на акции. После этого против него возбудили дело о применении насилия к представителям власти, оно не закончено до сих пор.
Адвокаты играют ключевую роль в обеспечении и защите прав человека, поэтому они пользуются специальной правовой защитой и неприкосновенностью. Нарушения прав самих адвокатов подрывают основы правопорядка как такового. Нарушение прав адвоката автоматически влечет за собой нарушение прав его доверителей, поэтому применение насилия в отношение адвоката должно рассматриваться особенно внимательно со стороны правоохранительных органов и общественности.
Мы обращаемся к министру внутренних дел Владимиру Колокольцеву с требованием немедленно провести проверку инцидента с адвокатом Алексеем Калугиным и представить общественности результаты проверки. Кроме того, мы требуем обеспечить соблюдение всеми сотрудниками полиции прав и свобод адвокатов и их физической безопасности в отделах полиции и при других контактах с сотрудниками ведомства, чтобы подобные истории никогда не повторялись.
Мы также обращаемся к уполномоченной по правам человека Татьяне Москальковой и к членам Совета по правам человека при президенте с просьбой провести проверку этого инцидента и использовать имеющиеся полномочия для обеспечения беспрекословного соблюдения прав адвокатов и юристов.
ОВД-Инфо будет добиваться возбуждения уголовного дела в связи с событиями в отделе полиции № 31 и берет на себя защиту интересов адвоката Алексея Калугина. Мы и дальше будем прикладывать все возможные усилия, чтобы защитить и поддержать наших юристов и адвокатов — а также тех, чьи интересы они защищают.