26 апреля Генпрокуратура официально заявила, что прекращает взаимодействие с Европейским судом по правам человека. Что это будет значит для заявителей из России? Разбираем с юристкой ОВД-Инфо Татьяной Глушковой.
Уже около месяца власти РФ игнорируют институты Совета Европы: Генпрокуратура, судя по всему, отказалась от участия в слушаниях в Большой палате по делу «Федотова и другие против России», а представители России не появились на заседании Комитета министров Совета Европы в марте. Однако официальное заявление о прекращении взаимодействия появилось только сейчас — о нем, по данным Интерфакса, сообщается в докладе Генерального прокурора Игоря Краснова членам Совета Федерации.
Что это будет значить для заявителей из России? Пока тяжело предугадать, как события будут развиваться дальше и как отреагирует ЕСПЧ. Есть вероятность, что Россия не будет выплачивать компенсации, а Суд не будет рассматривать новые дела.
«Есть два сценария развития событий, которые я бы описала словосочетанием „оба хуже“. Первый сценарий — разговор со стеной, когда Суд и Комитет министров Совета Европы продолжают работать с российскими делами так, как будто ничего не случилось. Это будет обессмысливанием работы институтов, изначальная цель которых — диалог с национальными властями. Второй сценарий — замораживание рассмотрения жалоб, в том числе старых, и лишение заявителей шанса даже на констатацию факта беззакония», — комментирует юристка ОВД-Инфо Татьяна Глушкова.
«Непонятно, как разрешится ситуация, когда по одним и тем же событиям подано несколько жалоб, и часть из них уже решена, а часть — пока нет. Например, дело о казни 27 человек в Чечне в январе 2017 года. Как Суд поступит с этими делами, непонятно», — добавляет Глушкова.
Пока ЕСПЧ не отреагировал на заявление России и точно нельзя сказать, как будут развиваться события. Поэтому жалобы в ЕСПЧ еще имеет смысл подавать. Если ЕСПЧ решит продолжить рассмотрение дел, несмотря на игнорирование процесса Россией, подача жалоб в ЕСПЧ будет работать как способ зафиксировать нарушения прав человека со стороны России, а решения ЕСПЧ могут быть исполнены и спустя несколько лет.