Спецдокладчики ООН по вопросу о правах на свободу мирных собраний и ассоциаций и по вопросу о положении правозащитников выразили обеспокоенность существованием в России закона об «иноагентах» и призвали его отменить.
Эксперты проанализировали закон в связи с вступлением 1 декабря в силу новых ограничений для «иностранных агентов».
Спецдокладчики ООН призвали Россию отменить либо существенно изменить закон об «иноагентах» и неоднократно подчеркнули его несоответствие международным обязательствам России. ОВД-Инфо ранее направил в ООН свой анализ закона.
Эксперты подчеркнули, что меры, принятые в законе, не соответствуют международно-правовым обязательствам России, а закон и поправки к нему нарушают ряд основных прав человека и не соответствуют требованиям международного права о необходимости, пропорциональности и недискриминации.
«Это самая быстрая реакция международного органа на вступление нового закона в силу и независимая оценка того, насколько этот закон плохой и противоречит международным стандартам и международно-правовым обязательствам России.
Эксперты ООН неоднократно подчеркивали несоответствие закона об «иноагентах» тем обязательствам, которые Россия на себя взяла, и от которых не отказывалась — и по всем стандартам этого закона не должно существовать. Поэтому правовую оценку ООН можно использовать как при оспаривании штрафов — в российских и международных инстанциях, так и для информационной кампании о том, что этого закона не должно существовать. Благодаря позиции Спецдокладчиков о том, что этот закон плохой узнают большое количество международных акторов — это поможет российскому гражданскому обществу сейчас и в будущем» — отметила юрист и аналитик ОВД-Инфо Дарья Короленко.
Эксперты выделяют следующие несоответствия этого закона стандартам прав человека:
Ярлык «иностранного агента»
Навешивание ярлыков «иностранных агентов» на журналистов, активистов, правозащитников и НКО под предлогом расплывчатых и слишком широких понятий, таких как «иностранное влияние», может еще больше затруднить и заклеймить их законную работу. Эксперты напоминают, что массовое использование этого ярлыка не может считаться необходимым в демократическом обществе даже для обеспечения законных целей.
Эксперты отмечают, что новое положение статьи 1 закона идет еще дальше,
позволяя называть «иностранным агентом» любого человека, любое юридическое лицо и любую неформальную инициативу. Это слишком широкое определение делает возможным обозначить практически любой тип взаимодействия с иностранцами с какой бы то ни было целью как «иностранное влияние».
Слишком широкий термин «политическая деятельность» в статье 4 Закона допускает широкое толкование и ставит гражданское общество перед угрозой политически мотивированных ограничений и репрессий. Это может привести к дальнейшей стигматизации или криминализации активистов и ассоциаций и увеличить негативное влияние на и без того сужающееся гражданское пространство и демократию в стране.
Требования к регистрации и отчетности
Спецдокладчики напоминают правительству неоднократные выводы международных органов о том, что необоснованные и строгие регистрационные требования к НКО непропорционально препятствуют их законной деятельности.
Спецдокладчик о правах на свободу мирных собраний и ассоциаций предупредил,
что требование обязательной регистрации дает возможность государству ограничивать ассоциации, которые не придерживаются «благоприятных» взглядов». Эксперты подчеркивают, что государства обязаны относиться ко всем организациям одинаковым и объективным образом, независимо от их статуса регистрации или их взглядов.
Обременительные требования к отчетности противоречат законным требованиям пропорциональности и необходимости. К тому же, отчетность может истощить и без того ограниченные бюджеты, лишать гражданское общество, заклейменное как «иностранные агенты», возможности выполнять свои законной деятельности и удерживать людей от вступления в любые ассоциации или руководства ими вообще.
Это представляет собой явное нарушение права на свободу выражения мнений и свободу ассоциаций, гарантированные Международным пактом о гражданских и политических правах (МПГПП).
Эксперты напоминают правительству РФ, что «члены ассоциаций должны быть свободны в определении своих уставов, структуры и деятельности и принятии решений без вмешательства государства», чтобы они могли эффективно
осуществлять свои права на свободу ассоциаций и свободу выражения мнений. Право на свободу ассоциаций относится не только к праву на их создание, но и гарантирует право таких объединений свободно осуществлять свою законную деятельность, включая свободу «запрашивать и получать добровольные финансовые и другие взносы».
Спецдокладчики подчеркивают, что любые требования к отчетности должны уважать и не препятствовать функциональной автономии и работе ассоциаций. Финансовые ограничения, особенно на иностранное финансирование, могут быть дискриминационными и несоразмерно нацеленными на определенные ассоциации, особенно те, которые имеют критические по отношению к правительству взгляды.
Кроме того, некоторые требования о раскрытии информации (статья 5.4 и статья 9.8.12 Закона) могут нарушать право на неприкосновенность частной жизни, а также право на свободу объединений и могут подвергать отдельных лиц серьезному риску репрессий.
Полномочия контроля и отсутствие независимого надзорного органа
Спецдокладчики указывают, что новые положения также предусматривают контроль правительства РФ над деятельностью тех, кого называют «иностранными агентами» (статья 10). Широкие и абсолютные полномочия государственного надзора могут быть использованы не по назначению для преследования Неправительственных организаций (НПО). Например, беспрепятственное усмотрение министерства в отношении определения критериев, методов и условий регистрации НПО (статьи 5 и 6 Закона) может привести к дискриминационным и несоразмерным преследованиям НПО и правозащитников, особенно тех, кто придерживается критических или несогласных с правительством взглядов или работающих над тем, что считается политически чувствительным вопросом.
Расширенные правила, предусматривающие мониторинг правительством России расходов НПО посредством плановых и внеплановых проверок, также могут привести к злоупотреблениям.
Ограничения доступа к финансированию
Это законодательство может недопустимым образом ущемить право организаций гражданского общества на доступ к финансированию, необходимому для выполнения их работы, защищенное правом на свободу ассоциации. Например, новое положение, предусмотренное статьей 11.12 Закона, исключает любую возможность для организаций гражданского общества-«иностранных агентов» для получения поддержки от государства, налагая полный запрет на внутреннее государственное финансирование. Как отметил Специальный докладчик по вопросу прав на свободу мирных собраний и ассоциаций, государства обязаны облегчать, а не ограничивать, доступ для ассоциации к финансированию, в том числе из иностранных источников.
Эксперты ссылаются на доклад Специальной докладчицы по вопросу о положении правозащитников, в котором она отмечает, что право на доступ к финансированию входит в число ключевых прав, сформулированных в Декларации ООН о правах человека и что это способствует защите прав человека и необходимое условие для создания безопасных и благоприятных условий для правозащитников, в которых они могут выполнять свою работу (пункт 19). Докладчица также подчеркивает, что даже законные цели государства не могут использоваться в качестве предлога чтобы заставить замолчать или сократить деятельность правозащитников.
Криминализация и наказания
Спецдокладчики подчеркивают, что РФ следует также пересмотреть установление ответственности, в том числе уголовной, для лиц, нарушающих Закон об иностранных агентах, как это предусмотрено в статье 12. Они отмечают, что новое положение (статья 10.9.5) поправок устанавливает месячный срок для иностранных агентов «для устранения выявленных несоответствий». Дальше, нарушение этих требований может привести к уголовным санкциям, а также административным санкциям или суровым наказаниям.
Они также напоминают, что уголовные наказания часто используются властями не по назначению в качестве инструмента для подавления и замалчивания субъектов гражданского общества и правозащитников и могут несоразмерно ущемлять права на свободу мнений и права на свободу мирных собраний и ассоциаций.
Уголовное наказание может удерживать людей от участия в законной деятельности, такой как мониторинг, документирование и сообщение о нарушениях прав человека. Ранее мы выражали озабоченность по поводу злоупотребления этим законом для привлечения к уголовной ответственности. представителей гражданского общества, особенно правозащитников, в частности, ОВД-Инфо.
Кроме того, эксперты подчеркивают, что несоразмерная и ненужная криминализация и стигматизация НПО и активистов затрагивают не только их права на свободу выражения мнений и ассоциации, но и нарушают их социально-экономические права, защищенные Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, такие как право на труд и жилище.
Эксперты ООН просят правительство РФ:
- Предоставить любую дополнительную информацию и/или комментарии по вышеуказанной оценке законодательства.
- Объяснить, как данный Закон совместим с обязательствами правительства России в области прав человека и стандартами, подробно описанными выше, такими как статьи 2, 17 и 22 МПГПП и статье 20 Всеобщей Декларации прав человека, и как правительство исправит вышеупомянутые несоответствия с международными правами человека норм, закрепленных в Законе об иностранных агентах.
- Объяснить как определения «иностранные агенты» и «иностранное влияние» совместимы с принципом правовой определенности, установленным в соответствии с МПГПП и как меры осуществляемые в соответствии с Законом об иностранных агентах, отвечают требованиям необходимости в демократическом обществе и пропорциональности в соответствии со стандартами прав человека.
- Предоставить любую информацию о плане правительства по консультациям с гражданским обществом и заинтересованными личностями и группами в контексте принятия Закона.
- Указать, какие меры имеются для предотвращения и исправления любых нарушений прав человека, которые могут возникнуть в результате реализации «Закона об иностранных агентах», в том числе меры по возмещению возможных нарушений права на свободу объединения, а также любой финансовый и репутационный вред и возможные нарушения права на неприкосновенность частной жизни.