ОВД-Инфо продолжает серию публикаций о российских «титушках» — представителях прокремлевских движений, устраивающих провокации и нападения на оппозиционных активистов. Бывший лидер московской ячейки ныне запрещенной НБП рассказывает о прокремлевских футбольных хулиганах.
В 2005–2006 году, когда деятельность провокаторов против оппозиции началась и развивалась, Кремлю было одновременно и проще, и сложнее, чем сейчас. Проше потому, что тогда у движения «Наши» были подконтрольные, неплохо подготовленные и очень хорошо заточенные под уличные бои фанатские фирмы — «Gallant Steeds», «Gladiators». Благодаря связям Якеменко (Василий Якеменко в то время руководил движением «Наши» — ОВД-Инфо), удалось их мобилизовать. По фанатским масштабам это, может, и небольшие группировки, по сравнению, к примеру, с «Ярославкой», но тем не менее это такие плотные ядра хулиганов-штурмовиков, которые, разумеется, отлично могли вести уличную войну, у них была профессионально поставлена разведка, они понимали логику уличной войны. Сейчас пока что ни у НОДа, ни у других родственных организаций мы подобного рода штурмовиков не наблюдаем, пока нет информации, нет никаких свидетельств, что захотели к этому подключить футбольных хулиганов именно в том виде, как это было в 2005–2006 годах, то есть чтобы целые группировки участвовали. НОД — это более рыхлая структура, и все эти ребята, которых они привлекают, — ряженые казаки, какие-то такие советские дядечки предпенсионного возраста, всякие городские сумасшедшие, — все это, конечно, не бойцы, они могут плеваться, кидаться яйцами, материться, но к серьезной драке они пока что мало приспособлены. Когда их много, а оппозиции мало, как это было 15 января на Манежной площади, они могут участвовать в некоем силовом давлении — толкаться, пихаться, помогать ментам кого-то тащить куда-то, но все-таки это не уровень 2005 года. В 2005 году был случай, когда группировка Васи Киллера («Гладиаторы») просто-напросто захватила штаб НБП, а это был, между прочим, «Бункер», он был неплохо оборудован для обороны, они вскрыли автогеном железные двери, захватили приемную, избили охранников, это было довольно круто.
Все это началось где-то с начала 2005 года, после победы «оранжевого майдана». Они действовали по довольно отлаженной схеме. Занимались нападением на центры инфраструктуры, на офисы оппозиционных организаций — по большому счету, на офисы и места сбора НБП. Было два нападения на «Бункер», было нападение на собрание нацболов в горкоме КПРФ в августе 2005 года: люди приехали на автобусе, десантировались, как в хорошем фильме, у них было оружие, травматические пистолеты, они постреляли резиновыми пулями в охрану, которую нацболы выставили перед зданием, избили людей бейсбольными битами по головам, были ужасные лужи крови. Потом сели в автобус и уехали.
Второе направление — это выслеживание отдельных активистов и избиение их во дворах и в метро.
Третье — нападения на массовые мероприятия, агитационные пикеты, которые активисты НБП в то время проводили довольно часто.
Интересно было бы отметить позицию МВД. Тогда, конечно, было немножко проще, чем сейчас, потому что в то время мы столкнулись с тем, что несмотря на то, что деятельность штурмовиков была полностью одобрено государством, у МВД была своя корпоративная логика. Для конкретных полковников ГУВД Москвы было важно, чтобы в Москве не было крови, потому что это их вековая сфера ответственности, у них было громадное предубеждение против футбольных фанатов, они считали их врагами, идиотами и так далее. Автобус с теми ребятами, которые напали на штаб КПРФ, потом задержала милиция, их держали в ОВД, и чуть ли не Никита Иванов (в то время сотрудник администрации президента — ОВД-Инфо) приезжал их оттуда выручать. У МВД было двоякое отношение: вроде бы как это люди царя, но в то же время это абсолютные отбросы, хулиганы и так далее.
Вася Киллер, глава группировки «Гладиаторы», который в захваченном «Бункере» давал интервью каким-то помоечным прокремлевским СМИ, позднее всплывает в охране «нашистского» лагеря на Селигере. Очевидно, этот человек не мог там оказаться случайно.
В драке возле Таганского районного суда участвовали представители другого прокремлевского движения, «Местные». Это была очевидная провокация, силовое нападение, закидали яйцами, камнями, какими-то палками, побили нашего активиста Марка Цуциева возле здания суда. Мы дали отпор, сдали всех этих товарищей в милицию. Очевидный акт агрессии, мы являемся жертвами, обороняющейся стороной, все зафиксировано камерами наружного наблюдения у суда. Они выходят через несколько часов, а через месяц нас всех арестовывают.
Глава люберецкой ячейки «Местных» Леонид Симунин — участник силовой провокации против оппозиционеров, он же всплывает в качестве человека, сотрудничающего с администрацией президента, в деле «Боевой организации русских националистов» и даже не особо пытается скрыть свою близость Кремлю. Алексей Митрюшин, который был одним из лидеров группировки «Gallant Steeds» и участвовал в нападениях, сейчас позирует в качестве одного из подмосковных чиновников (Митрюшин — председатель Совета депутатов городского поселения Видное — ОВД-Инфо) перед камерами информагентств и чувствует себя комфортно.
Сейчас властям, может быть, проще, чем тогда, в другом. Из-за атмосферы псевдонационалистической, имперской истерики они пытаются мобилизовать людей, которые, может быть, хуже как бойцы, но зато идейные. Эти люди, безусловно, тоже представляют опасность для участников акций. На сентябрьском «Марше мира» они отлавливали людей, большой группой набрасывались на пары, шедшие к метро, обступали со всех сторон, как свора собак, обливали зеленкой. Но, думаю, на спланированные штурмовые акции высочайшего класса, как это было в 2005–2006 годах, они пока еще не способны.