Суды по всей России продолжают рассматривать дела участников в акциях 12 июня, а теперь у них еще прибавилось аналогичной работы из-за акций 7 октября. Сотрудник Международного общества «Мемориал», историк Алексей Макаров рассказывает, из каких документов теперь состоят дела об участии в массовом мероприятии.
…формально правильное, а по сути издевательство.
Ленин
Три года назад я писал про то, как выглядит административное дело, на что обращать внимание и т. д. С тех пор какие-то вещи поменялись, поэтому мне кажется нелишним попытаться разобрать свое дело за 12 июня.
Прелюдия. На входе в Тверской суд (за охраной и рамками) висит список кабинетов. Увы, канцелярия по административным делам там не обозначена. Это 5-я комната на первом этаже. Относительно быстро вам находят дело, идут с вами в комнату № 28, где сажают за стол, и вуаля — знакомьтесь. При этом никаких ходатайств об ознакомлении не требуют, только паспорт.
Комментарий юриста ПЦ «Мемориал» Дениса Шедова:
Иногда можно нарваться на сотрудников, которые скажут, что надо подать заявление об ознакомлении и только через 5 рабочих дней они дадут вам ознакомиться с делом. В таких случаях лучше попытаться найти другого сотрудника или сотрудницу и попросить ознакомиться с делом сейчас. Если это не получится — следует подать заявление («В Тверской районный суд г. Москвы от ФИО Прошу предоставить возможность ознакомиться с материалами дела по привлечению меня к административной ответственности, предусмотренной ст. 20.2 ч. 5 КоАП РФ. О дате и времени ознакомления с материалами дела прошу уведомить по телефону 7……………. Дата и подпись») в 26 кабинет Тверского суда. Лучше иметь 2 экземпляра заявления: одно отдать в 26 кабинет, а на втором попросить поставить отметку о принятии заявления.
Итак. Какие же документы можно найти в деле? Имейте в виду, что оно заведомо толще и полнее, чем то, что вы видели в ОВД.
1. Обложка дела. На ней много важных рукописных пометок и штампов — дата поступления в суд (у меня 23 июня), помета о том, какой судье «расписано» дело (у меня Виноградова Любовь Евгеньевна), от кого пришло дело (у меня ОВД «Южное Тушино»)…
2. Внутренняя опись.
3. Рапорт УУП ОУУП… Как пел Ким, «я не могу любить аббревиатуру, которую я не в силах произнести». В общем, рапорт по ОВД начальнику ОВД, что усматривается правонарушение и дело направляется в Тверской районный суд.
В этом рапорте, как бы суммирующем рапорты полицейских, протоколы об административном задержании, доставлении и правонарушении, прекрасно многое.
- Во-первых, совершенно классическая ситуация, когда указывается неверное время задержания.
- Во-вторых, указан неверный адрес (Тверская, 17) — это место было перекрыто, и я не мог там оказаться, а задержан был вообще на Тверском бульваре. Но для судов это мелочи. В 2014 году мы доказывали судье, что адреса, по которому меня якобы задержали на Манежке, просто-напросто не существует. Ничего: судья вызвала полицейского и попросила ткнуть пальцем в карту, в то место, где меня задержали, — и удовлетворилась этим.
- В-третьих, лозунги. Как правило, кто-то составляет «рыбу», которую используют полицейские в рапортах (кстати, попробуйте найти хоть какие-нибудь отличия в них, кроме фамилии), и дальше всем приписывается одно и то же действие. В данном случае — что все кричали «Путин — вор».
4. «Определение о передаче материалов дела по подведомственности». Этот тип документов интересен тем, что его подписывает начальник ОВД. Т. е. по сути начальники всех московских ОВД так или иначе причастны к политическим преследованиям.
5. Дальше идет основной документ — протокол об административном правонарушении. Ну, там все стандартно: статью 51 Конституции полицейские мне, по моей просьбе, разъяснили. Но что замечательно — там, где должны быть «объяснения привлекаемого», полицейский сам сказал мне писать: «С задержанием не согласен…». То есть, все всё понимают, но играют в эти бумажки.
6. «Объяснения». Кажется, раньше такого типа документов не было: мы всё писали (или не писали) прямо в протоколе, а тут и текст статьи 51 Конституции (чтобы не говорить лишний раз), и статья 17.9 КоАП РФ про ответственность за заведомо ложные показания, которая тут совсем ни при чем, т. к. я обвиняемый, а не свидетель, эксперт и т. д. (статья 51 Конституции, которую мне документом выше разъяснили…)
7. Дальше интересно. Следуют несколько листов с копиями моих документов, среди которых не только ксерокопия моего действующего паспорта, но и распечатка старого, сданного 12 лет назад!
И справка из ИБД-Р (единой автоматизированной интегрированной системой обработки оперативно-розыскной и иной информации).
И справка из СПО СК АС «Российский паспорт».
В общем, устанавливали-переустанавливали мою личность. Установили. Раньше была только ксерокопия паспорта, если я правильно помню.
Самое смешное: почему-то они пишут, что у меня недействителен загранпаспорт.
Кстати, среди запрошенных бумажек — ксерокопия вашего заявления с просьбой выдать паспорт. Вы, может быть, не помните, но там надо было указывать ФИО родителей, так что имейте в виду, что эта информация тоже будет в деле.
Странно, что не запрашивают место работы — а действительно ли я там работаю?
8. Дальше следует протокол о доставлении. Тут важно фиксировать время задержания, время, когда автозак приехал на территорию ОВД, и время, когда физически вас завели в ОВД. Три часа, увы, начинаются с момента регистрации вас в журнале у дежурного в ОВД.
9. ВРЕМЯ! Обращайте на него внимание. У меня, например, доставление — 18:10, а взятие объяснений — 23:35, т. е. 3 часа, предусмотренные КоАП, превышены в 1.5 раза! Статья 20.2 ч.5 не предусматривает административный арест, а значит время задержания не может превысить 3 часа.
Если бы я вовремя увидел эти материалы, то мог бы подать в суд на полицию (там срок — 3 месяца).
Комментарий Дениса Шедова:
Это любопытный вопрос. Теоретически мы можем обжаловать действия сотрудников полиции в рамках административного производства, т. е. по средствам подачи административного иска. При этом у нас нет уверенности в целесообразности этого действия. Для ЕСПЧ не требуется обжалования действий сотрудников полиции в отдельном производстве, а в российских судах практика не воодушевляющая. Кроме того, при подаче административного иска требуется заплатить госпошлину в 300 р., а также по 150 р. при подаче апелляции и двух кассаций. Кроме того, административное производство может тянуться довольно долго. Представителем в суде может быть только юрист с высшим юридическим образованием.
Вместе с тем, это средство для восстановления своих прав, и его можно использовать.
Но сейчас я по-прежнему могу написать жалобу начальнику ОВД с просьбой привлечь к дисциплинарной ответственности полицейских, а также в прокуратуру. Текст подобной жалобы будет опубликован в следующем материале, однако надо обратить внимание, что подача таких жалоб может привлечь нежелательное внимание полиции, так что проконсультируйтесь с правозащитниками перед этим.
10. Дальше идут рапорты полицейских под копирку. Интересно, что раньше вроде бы не писали, что «знал об отсутствии надлежащего согласования». По идее надо вызывать полицейских в суд и допрашивать их, откуда у них информация, что я знал (а значит мои действия были умышленными)?
11. Затем объяснения полицейских. Вне зависимости от обстоятельств задержания, пишут двое (разумеется не те, кто задерживал, хотя по идее должны быть именно они). Кажется, раньше не писали, что «не оказывал активного сопротивления» при задержании. Вместо данных паспорта у них — «МКВ» (номер жетона). Объяснения абсолютно идентичны.
Комментарий Дениса Шедова:
Объяснения полицейских интересны тем, что в них должна обязательно стоять подпись о том, что полицейский предупрежден об ответственности за дачу ложных показаний. Если таких подписей нет, то судья обязан либо вызвать полицейского в суд на допрос, либо исключить объяснения и рапорт полицейского из материалов административного дела. Если судья отказал в вызове двух полицейских, а в их объяснениях отсутствуют подписи о предупреждении об ответственности за дачу ложных показаний, то следует подавать письменное ходатайство об исключении объяснений, рапортов сотрудников полиции из материалов дела, а также об исключении протокола об административном правонарушении, как основанном на недопустимых доказательствах. Исключение протокола об административном правонарушении означает прекращение административного преследования. На это судьи, конечно, не идут, но в таких случаях они охотнее вызывают на допрос полицейских.
12. Дальше интересно: начинаются документы, доказывающие, что митинг на Пушке не согласовывали и вообще никаких публичных мероприятий в ЦАО не было (хм, а огромный фестиваль?).
Комментарий Дениса Шедова:
Фестиваль «Времена и эпохи 12 июня» — это не публичное мероприятие в терминах ФЗ-54, это культурно-массовое мероприятие. Его целью не являлось формирование и выражение общественного мнения.
Потом идет подробная бумага, кто что должен делать из чиновников в связи с согласованным митингом на проспекте Сахарова — обеспечение туалетов, уборки, скорых и т. д. В 2014 году тоже так было — запрашивали, согласовано ли мероприятие, получали ответ, что нет, а значит, согласно идее власти, — можно разгонять.
13. Новый тип документов — протокол о согласии на СМС-уведомление о суде. Тут пусть юристы говорят — имеет он юридическую силу или нет.
Комментарий Дениса Шедова:
Если такой документ подписан, то уведомление по СМС считается надлежащим. Если там указан неверный номер, то нельзя будет в последствии апеллировать к тому, что человек не был надлежащим образом уведомлен.
14. Расписка об ознакомлении с материалами дела. Всегда не соглашаюсь. Я не могу быть ознакомлен со всем делом, т. к., например, переписка с правительством Москвы датирована 13 июня. То, что я увижу в ОВД, не то же самое, что я увижу в суде.
15. Ну, дальше всякие служебные бумажки — направили вам дело, спасибо, приняли дело, начинаем работу, назначаем судебное заседание…
16. Дальше интересный документ — всякие почтовые штуки: когда послали судебное уведомление, вернулось ли или вручено. Коллеги-юристы говорят, что-де-факто я был надлежащим образом уведомлен, так что на это не пожалуешься.
17. Ну и наконец само постановление суда. Написали, молодцы, реквизиты для оплаты (далеко не всегда пишут).
Комментарий Дениса Шедова:
С реквизитами странная история. Каждому платежному документу, средства с которого поступают в бюджет, должен присваиваться уникальный номер — УИН. Суды почему-то не присваивают такие номера и не указывают их в реквизитах. Некоторые банки не принимают такие платежки. В этих случаях рекомендуем взять в банке письменное подтверждение того, что они не могут по этим реквизитам провести платеж. Снять копию с этого подтверждения и подать его в 26-й кабинет Тверского суда с заявлением о том, чтобы суд выдал полные реквизиты для оплаты. Заявление в двух экземплярах, один из которых с отметкой о принятии следует бережно хранить. Далее два варианта: суд так никогда и не выдаст вам реквизиты, и вы не будете платить штраф, а в случае чего у вас будет подтверждение того, что вы пытались оплатить и попросили суд дать полные реквизиты; либо суд даст вам полные реквизиты, и вы сможете без проблем уплатить штраф. Стоит помнить, что наша практика такова, что буквальное соблюдение закона нам не гарантирует ничего. Вполне возможно, что суд не выдаст вам реквизиты, а направит дело приставу-исполнителю, который будет разыскивать ваши счета и спишет сумму штрафа, или, если размер штрафа более 10 т.р., направит постановление о запрете выезда за границу. Это все можно будет обжаловать, но это потребует времени.
Однако, оказывается, я был осужден за «лозунги тематического содержания». Вот так вот. Побоялись писать, что Путин — вор?