8 октября вечером Ирина Завзянова вышла к посольству Израиля в одиночный пикет с плакатом, на котором было написано слово «Terrorism», перечеркнутое красной линией. На этот шаг девушку подтолкнула атака ХАМАС по территории Израиля. Пикетчицу практически сразу задержали, а затем выписали протокол почему-то о дискредитации российской армии. Публикуем историю Ирины.
В тот день я много ездила по городу, была дождливая погода. Из-за этого я между делами забегала в кофейни, чтобы переждать сильный ливень и согреться чашечкой какао. В каждой я прислушивалась к разговорам людей. И я была в шоке. Многие ожидаемо обсуждали конфликт Израиля и Палестины, но шокировало не это, а то, какая у этих людей была реакция. Прослеживались ликование, восторг и ярко выраженная поддержка группировки ХАМАС.
Один момент я запомнила особенно хорошо. В кофейню зашел мужчина и закричал: «С праздником! С днем рождения президента!» (7 октября — день рождения Владимира Путина — ОВД-Инфо) На мое выраженное вслух сомнение в адекватности этого мужчины последовало «Хохлам место показали, теперь и евреям покажут».
На этом этапе мне стало понятно, что молчать я не могу. Z-патриоты почему-то решили, что у них есть мандат на вседозволенность, и они могут сказать все, что угодно, где угодно, не встретив при этом общественного сопротивления, и что право силы в XXI веке еще может являться возможным и легитимными. Это не так. Терроризм неприемлем нигде в мире и ни в какой форме — как в Израиле, так и в Украине. И именно эта мысль была заключена в той моей надписи на плакате.
Тогда же, ближе к вечеру, я вышла к посольству Израиля на одиночный пикет. Почти сразу меня задержали полицейские: они обступили меня с трех сторон. Причину не сказали, только попросили паспорт, а плакат отняли, перед этим сняв его на телефон. На мой вопрос: «С какой целью вы берете мой паспорт?» мне ответили: «Вам сейчас все объяснят». Пока мы ждали «сопровождающих», которые должны были меня доставить на Якиманку (отдел полиции по району Якиманка — ОВД-Инфо), один из полицейских обратил внимание на ленту на моей сумке (она изображает флаг Украины) и спросил: «Украина? Бандеровка, что ли?»
Я не поняла вопроса, к чему он и зачем, решила уточнить у него — ответа не получила. Он сделал еще несколько фото меня, плаката и ленты и просто ушел.
Когда мы уже были в отделе, никто из присутствующих так и не объяснил мне причину задержания. Только спустя некоторое время, примерно через полчаса, сотрудник МВД сообщил, что я задержана по статье 20.2 КоАП (нарушение установленного порядка проведения акции). На мой вопрос, в чем заключается само правонарушение, мне, уже по обыкновению, никто не ответил. Сказали просто ждать.
Через час ко мне приехал адвокат, предоставленный ОВД-Инфо (куда я сообщила о своем задержании, еще будучи у посольства). Тогда нам двоим выдали протокол, в котором фигурировала совсем другая статья — 20.3.3 КоАП (дискредитация армии — ОВД-Инфо). Объяснил ли мне кто-то, почему поменялась статья и в чем они увидели дискредитацию российской армии? Объяснений не последовало. Нам просто отдали документ и все. Сейчас он находится у моего адвоката.
На данный момент по делу от меня требуется явка в отдел для «исправления неточностей в протоколе». Я со своей стороны не вижу в этом необходимости. Адвокат также не видит необходимости в моей явке. Но она готова сопровождать меня и консультировать, если потребуется, сейчас мы на связи.
Эта ситуация вызвала у меня удивление: насколько же высок уровень абсурда, что сотрудники МВД задерживают тебя «просто», сами не понимая, почему и зачем они это делают. На всякий случай, получается?
Забавно, но по поводу задержания я не чувствую ничего. Меня это не удивило, меня это не напугало и меня это не разочаровало. Это лишний раз подтвердило абсурдность происходящего. Ничего нового я не увидела и нового ничего не открыла — у меня и без того были уже открыты глаза. Но меня все равно удивило, что так мало людей проявило участие к горю израильтян.
Сейчас обо всем этом я думаю следующее: если государство так боится протеста — любого протеста, — значит, государство видит, что протест возможен. Что еще более важно — государство этого протеста боится. И вот здесь есть над чем подумать.
Касательно конфликта Палестины и Израиля, — здесь меня больше всего возмущает позиция российского правительства. Она мне видится абсолютно людоедской, и отсутствие обратной реакции со стороны российского общества меня шокирует. 12 октября ФАДН (Федеральное агентство по делам национальностей) приравнивает участие в акциях поддержки стран-участников конфликта к экстремистской деятельности. И, как известно, ХАМАС и Хезболла в России террористическими организациями не признаны, зато признан батальон «Азов». Что здесь можно добавить?
При всем этом со мной после пикета и задержания ничего плохого не происходило. Не было ни травли, ни гонений, хотя знакомые из-за границы абсолютно серьезно задавали мне такие вопросы. Уровень репрессий в РФ явно переоценивается как за рубежом, так и внутри страны, как мне кажется исходя из моей ситуации.
На данный момент я нахожусь в Алматы, куда, по нашей ежегодной традиции, мы семьей прилетаем отметить наши дни рождения. Здесь же я, как волонтер, помогаю в центре помощи Украине. К сожалению, уровень поддержки Украины упал, и хотелось бы привлечь внимание к гуманитарной проблеме особенно в преддверии зимних холодов. Помощь собирать нужно уже сейчас.
Дальше я планирую вернуться в Россию, оспорить, как мне кажется, необоснованно выписанный протокол и после принять участие в голосовании на президентских выборах.
Записала Вета Шассен