Во время подготовки к Олимпийским играм в Сочи, а затем и их проведения, помимо мер, связанных с ограничением свободы собраний в Сочи, мы наблюдали многочисленные случаи задержаний в разных городах России, а также преследований политических оппонентов власти (в том числе, прежде всего, экологических активистов), которые так или иначе можно связать с Олимпиадой.
Так, еще 31 октября 2013 года в Сочи сотрудниками Центра по борьбе с экстремизмом был задержан координатор «Экологической вахты по Северному Кавказу» Андрей Рудомаха, прибывший в Сочи из Краснодара для встречи с активом местного «Яблока». Много шума наделала история с задержаниями в начале ноября сотрудников норвежского телеканала TV2 Эйстена Богена и Оге Ауне в начале ноября: в течение трех дней их останавливали и допрашивали в Майкопе, Туапсе и Сочи. Богену и Ауне дали понять, что они внесены в некий «черный список». Ранее, еще в конце сентября, Россия отказала во въезде нидерландского фотографа Роба Хорнстру, одному из авторов «Проекта Сочи». 10 декабря в Адлерском районе Сочи были задержаны и отпущены без объяснений журналист чешского телеканала «ČT» Мирослав Карась и его оператор. 14 декабря был задержан главный редактор сайта «БлогСочи» Александр Валов, которого обвинили в попытке организовать несогласованный митинг за отставку мэра Сочи Анатолия Пахомова. Информация об организации такого митинга действительно появлялась на сайте, однако ее размещал кто-то из многочисленных пользователей. (Митинг, кстати, не состоялся.) Позднее, уже под Новый год, Валов был обвинен в ведении блога без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя: полицейские пришли к нему домой и потребовали отправиться с ними в отдел, но потом ограничились составлением протокола на месте. В конце декабря подтвердились слухи о том, что в Сочи составлен «Список организаторов митингов и общественных беспорядков»: этот список трое сотрудников полиции в штатском показали члену «ЭкоВахты» Наталье Калиновской, явившись к ней в дом. Калиновскую расспрашивали, чем она будет заниматься во время проведения Игр. Похожая история произошла и с другой активисткой «ЭкоВахты», Ольгой Носковец — ее вызвали в отдел уголовного розыска УВД Сочи и предложили заполнить «карточку учета подконтрольных лиц, замеченных в экстремистской деятельности». Носковец отказалась, но ее все же вынудили написать уведомление на имя начальника УВД о том, что она обязуется выражать свою гражданскую позицию в соответствии с законом РФ. 5 января в Сочи полицейские остановили на улице блогера Алексея Кузьмина и задержали после того, как он записал их фамилии и номера жетонов. В отделе полиции Кузьмина подвергли дактилоскопии, после чего провели воспитательную беседу и отпустили. Затем на улице был остановлен известный сочинский адвокат Александр Попков, защищающий экологических активистов. Ему объяснили, что имеется некая ориентировка на молодого человека славянской внешности, совершившего противоправные действия. Однако Попкова отпустили почти сразу, не став задерживать, документы он не предъявил.
Усиленное давление на активистов в этот период отчетливо ощущалось и в других городах Краснодарского края. Особо следует отметить историю с заменой условного срока на реальный экологическому активисту Евгению Витишко. Сам эколог связывает усилившееся давление именно с Олимпиадой. В результате Витишко не только приговорили к трем годам колонии-поселения в декабре, но и незадолго до заседания краевого суда по апелляционной жалобе на приговор (за несколько дней до начала Олимпиады) арестовали на 15 суток за то, что он якобы ругался матом на автобусной остановке (поначалу Витишко хотели обвинить и вовсе в краже), а по истечении срока ареста перевезли из спецприемника в Туапсе в краснодарский СИЗО (несмотря на то, что суд заявил, что Витишко поедет в колонию-поселение своим ходом), откуда этапировали в Тамбовскую область. Косвенную связь преследования Витишко с Олимпиадой можно усмотреть и в том, что после административного ареста рассмотрение его апелляционной жалобы было перенесено с 22 февраля на 12-е. 9 ноября в Краснодаре был задержан активист «ЭкоВахты» Дмитрий Шевченко: задержание осуществили сотрудники ФСБ, которые показали Шевченко ориентировку на члена диверсионно-террористической группы, причем приметы Шевченко совершенно не совпадали с описанными в документе. 25 декабря в Краснодаре прошли одиночные пикеты в поддержку Витишко, один из которых полиция решила проверить на предмет экстремизма. В Туапсе 29 декабря были задержаны на пути к так называемой «даче Ткачева», незаконно строящейся в заповедной зоне (за нее получил условный приговор и Витишко), и 31 декабря приговорены к административному аресту на трое суток активисты Алексей Мандригеля, Анна Михайлова, Валентина и Татьяна Борисовы. 19 января Витишко и активист «ЭкоВахты» Владимир Кимаев были задержаны в поселке Джубга, опять же по некоей ориентировке. А в Новороссийске была устроена настоящая охота за активисткой Дарьей Полюдовой: ее неоднократно задерживали в октябре, ноябре и феврале (в последний раз, 19 февраля, ее приговорили к 15 суткам ареста, причем ни полиция, ни суд даже не пытались делать вид, что соблюдают какую-то законность). Чем ближе к Олимпиаде, тем больше возникало сообщений о скандальных задержаниях активистов. 3 февраля, незадолго до прибытия олимпийского факела, в Краснодаре были задержаны активисты Ольга Солдатова, Игорь Харченко, Анна Михайлова, Татьяна Борисова, Алексей Мандригеля и Денис Перстецов. Харченко днем позже был задержан еще раз, тогда же неизвестные разбили стекла в его автомобили, прокололи шины и разлили в салоне нашатырный спирт. Затем Харченко был приговорен к пяти суткам административного ареста за якобы имевшее место неповиновение законным требованиям сотрудников полиции. А позднее преследованию подверглись люди, выступившие против преследования Харченко: задержали стоявших в одиночных пикетах Ольгу Солдатову и журналистку Ольгу Зазулю.
Не исключено, что с Олимпиадой были связаны преследования активистов и в республиках Северного Кавказа. В декабре в Карачаево-Черкесии, Адыгее и Кабардино-Балкарии были задержаны черкесские активисты. Известно, что многие черкесские активисты выступали против проведения Игр на земле своих предков. Еще одна серия задержаний черкесских активистов произошла позднее, уже по открытии Олимпиады, 7 февраля в Нальчике, причем, как утверждают активисты, полицейские их избивали. В Дагестане 30 января был задержан, но вскоре отпущен журналист французской газеты «Figaro» Пьер Авлер, собиравшийся взять интервью у находящейся под судом правозащитницы Заремы Багаутдиновой.
Одно из первых задержаний в связи с Олимпиадой за пределами Южного и Северо-Кавказского федеральных округов произошло в Москве: 25 сентября у офиса Олимпиады были задержаны ЛГБТ-активисты. В Ярославле 20 октября задержанию подверглись активисты РПР-ПАРНАС, распространявшие доклад Бориса Немцова и активиста партии Леонида Мартынюка «Зимняя Олимпиада в субтропиках». По всей России наблюдались задержания людей, пытавшихся провести акции протеста в связи с эстафетой олимпийского факела. 2 декабря активисты «Солидарности» были задержаны за пикет в Томске, 17 декабря оппозиционера задержали в Челябинске, не дав провести акцию. 19 декабря во время эстафеты задержали двоих оппозиционеров в Магнитогорске. 22 декабря перед акцией против «Олимпиады» в Оренбурге были задержаны активисты «Другой России». 23 декабря в Тольятти во время эстафеты задержали пикетчика и его приятеля, просто оказавшегося рядом. 3 января был задержан пикетчик в городе Кунгуре Пермском крае, 6 января — пикетчики в Кирове, а также местный журналист сайта «7×7» Дмитрий Вохминцев, вышедший из дома, чтобы написать про мероприятие. Череда задержаний произошла во время эстафеты факела в Нижнем Новгороде: 7 января — был задержан сторонник Навального Александр Новиков, стоявший в одиночном пикете, 8 января был сорван другой одиночный пикет, и вообще появились сообщения о многочисленных задержаниях, в том числе не только активистов, даже не успевших встать в пикеты, но и обычных прохожих, просто громко выразивших мнение о проведении Олимпиады. 18 января в Воронеже был задержан ЛГБТ-активист Павел Лебедев, выбежавший с радужным плакатом на дорогу перед факелоносцем. Превентивные меры были приняты в Ростовской области: еще до прибытия факела в Ростов-на-Дону на семь суток был арестован по 19.3 активист движения «Русское сопротивление» Аркадий Зыков, на пять по 20.1 — активист «Другой России» Павел Нагибин и на 15 суток — якобы за нецензурную брань — местный координатор Левого фронта Владислав Рязанцев. Уже по прибытии в город факела житель города Эдуард Николаев поднял плакат с надписью.«Да отсохнет за это ваш fuckел, мерзавцы», после чего его задержали, по разным данным, в собственной квартире или при выходе с места работы. При этом и Нагибин, и Рязанцев, и Николаев являются членами УИК с правом решающего голоса, что не позволяет подвергать их административному наказанию без санкции прокурора. В Таганроге был прямо на улице задержан журналист, которого ранее предупреждали, чтобы он не ездил встречать факел. Подобная история произошла и в Казани, но уже в связи не с эстафетой, а собственно с открытием: лидеру местного движения «Против преступности и беззакония» Дмитрию Бердникову не дали вылететь в Сочи. Ранее его организация заявляла о создании в столице Игр общественного комитета по противодействию преступности и беззакония при подготовке и проведению Олимпиады.
Естественно, не обошлось без активных и агрессивных задержаний и пресечения различных публичных действий собственно в дни Олимпиады. Еще накануне открытия, 5 февраля, в Москве во время акции у Олимпийского комитета были задержаны двое участников и журналист «Граней. Ру» Дмитрий Зыков. В тот же день был проведен обыск у аспиранта Центрального экономико-математического института РАН Александра Соколова, автора исследования о коррупции при подготовке Игр (при этом формальной причиной обыска с вторжением в шесть утра, изъятием телефона и применением насилия стало то, что Соколов якобы является свидетелем по делу об экстремизме в связи с неким выступлением на митинге 9 мая 2012 года, к которому он не имеет никакого отношения). 7 февраля в метро при попытке развернуть баннер были задержаны активистка Екатерина Рожкова и корреспондент «Граней. Ру» Андрей Новичков, снимавший акцию. В тот же день 13 человек было задержано на акции против Олимпиады. Кроме того, на Красной площади очень жестко были задержаны ЛГБТ-активисты, пытавшиеся исполнить гимн России. Задерживали ЛГБТ-активистов и в Петербурге, 6-го и 7 февраля. В Москве 8 февраля активиста Андрея Семенова не пустили на акцию Общества защиты прав потребителей и задержали за плакат, посвященный Олимпиаде. В тот же день был задержан протестовавший зоозащитник. Протест в связи с Олимпиадой приписали некоторым из задержанных 9 февраля, выступившим против гонений в адрес телеканала «Дождь». Еще одно свидетельство того, что практически любое не благословленное сверху публичное упоминание Олимпиады оказывается под запретом — на согласованной акции против коррупции и репрессий в Парке культуры полиция велела убрать плакаты про Сочи.
Наконец, в самом Сочи во время и сразу после Олимпиады тоже происходили задержания активистов. 17 февраля была задержана итальянская актриса и активистка-трансгендер Владимир Луксурия. В тот же день в Адлерском районе задержали уже упоминавшуюся выше активистку «ЭкоВахты» Ольгу Носковец и еще несколько гражданских активистов — за ничем не подтвержденное нарушение пограничного режима. 18 февраля в Сочи были задержаны Надежда Толоконникова и Мария Алехина, причем полиция объясняла, что это сделано в связи с кражей, произошедшей в их отеле. Днем позже их при попытке провести акцию и исполнить песню про Путина избили казаки. Уже по окончании Олимпиады, 23 февраля, на акции в защиту Витишко были задержаны Ольга Носковец и активист Давид Хаким, позже Хаким был арестован на четверо суток, а Носковец оштрафована.
Все описанные выше случаи выявляют систематическое нарушение прав человека, в частности — права на свободу мирных собраний, свободу слова, ограничение прав меньшинств. Связь всех этих случаев с Олимпиадой, которую российские власти преподносили как важнейшее событие в жизни страны, позволяет утверждать, что мы имеем дело с целой серией политических преследований на протяжении почти четырех месяцев.
UPD: По просьбе задержанного в Таганроге журналиста из текста были удалены его имя и фамилия.