Краснодарский край давно имеет репутацию места, опасного для инакомыслящих. Особенно ярко это проявилось во время сочинской Олимпиады. Сейчас кубанские силовики получили новый повод для борьбы с политактивистами — «недопущение федерализации». Активистка Дарья Полюдова, вероятно, станет первым человеком, привлеченным к уголовной ответственности «за требование федерализации». Ещё один из членов оргкомитета акции за федерализацию Кубани, Вячеслав Мартынов, продолжает отбывать административный арест.
Движение
Неуклюжая попытка Генпрокуратуры, Роскомнадзора и новосибирской мэрии запретить не только «Марш за федерализацию Сибири», но даже и его обсуждение в сети привела к общественному резонансу по всей России.
На Кубани «федералисты» оказались одними из самых деятельных в стране. В отличие от многих регионов (Калининградской, Смоленской областей, Москвы и др.) их действия не ограничились публикациями в Интернете (зачастую анонимными). У движения в крае есть пусть и малочисленный, но «оффлайновый» актив. На 17 августа в Краснодаре было подано уведомление о марше за федерализацию — заявка, разумеется, была отклонена.
Это страшное слово — «федерализация»
Активистами провозглашена Кубанская народная республика. Пускай существует она только в соцсетях и заинтересовано в ней сейчас буквально несколько человек, но проект может вызывать интерес и тревогу по обе стороны российско-украинской границы: украинские националисты заявляют — с первой половины XX века и по сей день, — что считают Кубань украинской землей.
Оценки деятельности «федералистов» в крае разнятся. «Движуха — фигня. Есть пара-тройка политмаргиналов. Раздули все», — комментирует ситуацию для ОВД-Инфо один из краснодарских анархистов.
«Думаю, федерализация у нас уже произошла. Своя армия (казаки), защищаемые органами имения чиновников, подконтрольные региональным властям НКО, бизнес и т. д.», — считает Семен Симонов, координатор программы «Миграция и право» в Краснодарском крае.
«Если вкратце и упрощенно о сибирском, калининградском, кубанском „федерализме“: в настоящее время это главным образом элемент информационной войны, в котором уже появляется эффект саморазвития. То есть начиналось это, конечно, как троллинг центральной российской власти, ответ на поддержку ею так называемых „сторонников федерализации“ на Украине. Была эффективно использована идея: „Не нужно бросаться камнями тому, кто живет в стеклянном доме“. Но этот троллинг стал очень быстро приобретать формат реального протеста. Причины для недовольства есть, главная из них — игнорирование властью законов в том, что касается прав граждан», — рассказывает Михаил Савва, профессор Кубанского государственного университета.
Давление
Заявку на проведение марша за федерализацию подавала Дарья Полюдова, которую неоднократно задерживали по политическим поводам на Кубани. Давление местный Центр по противодействию экстремизму оказывал даже на ее работодателей.
Получив отказ в проведении марша, кубанские федералисты призвали провести в Краснодаре народный сход 17 августа, одновременно с акцией в Новосибирске. Полюдову превентивно задержали 15 августа.
Она рассказала ОВД-Инфо, что шла по улице, тут к ней подошел какой-то молодой человек, который, по ее словам, начал на нее «наезжать», обвинять ее в национализме. Она шла устраиваться на работу и просила его не приставать к ней. После этого появились сотрудники полиции, которые задержали ее. 16 августа — за день до намеченной акции — Полюдова получила 14 суток за якобы мелкое хулиганство. Полицейские также «провели беседу» с хозяевами квартиры, которую снимает Полюдова. По мнению её товарищей, после отбытия административного ареста ей придется искать новое жилье.
На момент написания текста оставалась не до конца ясной судьба Полюдовой. Пока она отбывала административный арест, у неё прошел обыск — неизвестно, в рамках какого уголовного дела. Из спецприемника 29 августа она не вышла к товарищам. По данным её товарищей, она находится в СИЗО-5, контролируемом краснодарским ФСБ, и на неё заведено уголовное дело. По каким статьям — пока неизвестно.
По словам активиста «Солидарности» Виктора Чирикова, саму несогласованную акцию в Краснодаре 17 августа посетило менее 10 человек, большинство из них узнало о мероприятии из соцсетей, эти люди пока полиции не знакомы, и потому задержаны не были.
На месте проведения схода были казаки, полицейские и провокаторы в штатском.
Член оргкомитета марша за федерализацию Кубани Вячеслав Мартынов, пришедший на акцию с желто-голубой ленточкой на запястье, был из тех, кого правоохранители знали и раньше.
Видео инцидента, из-за которого Мартынов получил 15 суток по обвинению в мелком хулиганстве, доступно к просмотру из России только через анонимайзеры — как и вся группа «ВКонтакте» кубанского марша за федерализацию.
Запись явственно показывает, что именно Мартынов стал жертвой агрессии. Мужчина гораздо крупнее его сначала угрожал ему предметом, похожим на пистолет, а потом просто полез в драку.
Петр Любченков называет себя пресс-секретарем Кубанской народной республики. Сейчас он находится в Одессе и попросил о предоставлении политического убежища в Украине — по его словам, из-за угроз, которые получал в родном Краснодаре.
Любченков рассказал ОВД-Инфо, что еще весной в Краснодаре были попытки организовывать проукраинские акции. Тогда он оказался в ОВД, а те же люди, что 17 августа напали на участника несанкционированной акции за федерализацию в Краснодаре, угрожали ему в сети и пришли на место запланированной, но несостоявшейся проукраинской акции, дабы напасть на ее участников.
По словам Любченкова, полиция до 17 августа приходила домой еще к одному из «федералистов», но инцидент не получил огласки.
Следующая акция за федерализацию запланирована на 5 октября и, возможно, будет проведена синхронно на Кубани и в Сибири.