В январе 2018 года неизвестные разбили окно офиса «Единой России» в Ховрино и бросили туда дымовую шашку. В сентябре расследование дела приостановили, но возобновили в день задержания математика Азата Мифтахова. Следствие считает, что он причастен к акции. ОВД-Инфо вспоминает, как развивалось дело.
2018 год
31 января
Неизвестные разбили окно офиса «Единой России» в районе Ховрино и бросили внутрь дымовую шашку. Видео акции опубликовало анархистское движение «Народная самооборона».
13 февраля
Телеграм-канал «Кремлевская прачка» опубликовал видео, в описании которого говорилось: «К анархистам, участвовавшим в субботней акции под названием: „Государство главный враг“ на Мясницкой, рано утром постучали в дверь».
Позже стало известно, что в этот день в квартире московской зоозащитницы Елены Горбань прошел обыск. Девушку доставили в Главное управление МВД Москвы, где допросили. Сначала Горбань была в статусе свидетеля по делу о вандализме (ч. 1 ст. 214 УК), которое возбудили после акции у отделения «Единой России». Адвоката в течение четырех часов не пускали к Горбань. Когда ей наконец разрешили пройти, девушка уже была согласна признать вину и дать показания.
Вечером полицейские пришли к активисту «Левого блока» Алексею Кобаидзе. Он отказался открывать дверь, и долгое время полицейские не могли проникнуть в квартиру. После обыска Кобаидзе тоже доставили в ГУ МВД и допросили.
Активистов задержали на 48 часов как подозреваемых. Горбань признала вину, а Кобаидзе отказался давать показания, сославшись на 51 статью Конституции. После очной ставки их выпустили из ИВС под подписку о невыезде.
14 марта
У активистов «Левого блока» и в штабе объединения прошли обыски. Силовики задержали не менее девяти человек по делу о разбитом окне.
Одна из задержанных в тот день рассказывала ОВД-Инфо, как происходил обыск:
Они с силой открыли дверь в нашу комнату. Кричали «Мордой в пол». Слава (Святослав Речкалов — ОВД-Инфо) лежал, я сидела у стены. Я пыталась смотреть, что они будут делать, на меня орали, чтобы я смотрела в стену, иначе буду лежать, как Слава, лицом в пол. Мне кинули на голову футболку, чтобы я не могла видеть, что они делают. Кричали на меня и спрашивали, есть ли дома еще кто-то. Я сказала, что не знаю. Они стали еще больше орать. В итоге к соседу ворвались в комнату, под дулом автомата ввели к нам и заставили лечь лицом в пол, руки за голову.
По словам девушки, от задержанных пытались получить показания против анархиста Святослава Речкалова. Почти всех активистов в тот же день отпустили. Под стражей остался Речкалов, позднее сообщивший о пытках.
«14 марта я проснулся от того, что вооруженный бронированный спецназ вышибает дверь в мою квартиру. <…> Закончилось для меня все пытками током с мешком на голове в микрофургоне, в ходе которых мне объясняли, что бороться с рейдерами нужно под флагом прокремлевских движений, требовали признать себя лидером анархистов всея Руси, организатором всех анархистских акций и кампаний в этой стране <…> Приближались выборы президента 2018, силовики пытались спасти их от анархистов, как могли», — рассказывал Речкалов ОВД-Инфо.
16 марта
Речкалова отпустили из ИВС под подписку о невыезде. В начале лета 2018 года он покинул Россию.
Подозреваемыми по делу, помимо Речкалова, стали Елена Горбань, Андрей Ейкин и Алексей Кобаидзе.
2019 год
16 января
В телеграм-канале «Опер слил» появилась фотография анархиста, аспиранта механико-математического факультета МГУ Азата Мифтахова с оскорблениями в его адрес и подписью «Мы же тебя предупреждали — прекращай заниматься ерундой».Ранее Мифтахова уже упоминали в канале. В июле 2018 года там опубликовали фотографии задержанных анархистов с подписью: «А ещё одному мудню, который убегал дворами с пакетом, в котором лежал баннер для „социального активизма“, передаём отдельный привет! Азат Мифтахов, жди нас в гости».
18 января
Мифтахов сообщил ОВД-Инфо, что к нему в общежитие МГУ приходили с обыском. Активиста в тот момент дома не было. У него изъяли телефоны, ноутбук, книги и крупную сумму денег.
1 февраля
Утром обыски прошли по нескольким адресам в Москве и Подмосковье — в квартирах, где находились активисты антирейдерского движения, а также активисты «Народной самообороны». Позже стало известно, что обыски прошли в рамках дела об изготовлении взрывного устройства (ч. 1 ст. 223.1 УК), которое нашли в Балашихе 11 января 2018 года. После обысков задержали по меньшей мере 12 человек, среди которых — Елена Горбань, Даниил Галкин и Азат Мифтахов. Всех, кроме Мифтахова, отпустили в тот же день.
Позже Галкин рассказал «Медиазоне» о том, что его пытали электрошокером и склоняли к сотрудничеству. «Меня кидают на пол, под сиденье, сверху садятся оперативники, кладут на меня ноги. Один положил свой кроссовок мне на лицо. Ехали минут пять. Один сказал: „Ну, я тебе обещал“. И они наносят мне удары электрошоком. Били не быстро — один держал мою ногу, а второй секунды три или четыре прикладывал электрошокер к ногам, икрам, ближе к паховой части. А в это время другой оперативник тянул мои руки — то есть они были у меня за спиной, и они всю дорогу, где-то два с половиной часа, мне тянули руки. То есть как ласточка» — вспоминал он.
2 февраля
Ночью следователь сообщила адвокату Светлане Сидоркиной, что Азат Мифтахов находится в ИВС Балашихи. От адвоката больше суток скрывали местонахождение подзащитного. Как выяснилось, в это время анархиста пытали. Мифтахов рассказал Сидоркиной, что к его груди приставляли включенный шуруповерт, от чего на его теле остался след. Затем Мифтахову угрожали вставить инструмент в анальное отверстие. После этого молодого человека били ладонью по лицу, кулаком по груди, пинали по ногам и груди, вырывали волосы. Члены ОНК подтвердили, что на теле Мифтахова обнаружили следы пыток.
В разговоре с адвокатом следователь также заявила, что Мифтахова якобы задержали 2 февраля в 19:10. Однако информация о его задержании появилась в СМИ, в том числе официальных, 1 февраля.
4 февраля
Суд должен был избрать меру пресечения для Мифтахова, но заседание отложили на 72 часа.
7 февраля
Мифтахова отпустили, но на выходе из ИВС сразу же задержали, на этот раз по делу о разбитом окне в офисе «Единой России».
Расследование по этому делу приостановили в сентябре 2018 года «до появления реальной возможности участия подозреваемых в деле». По информации «Медиазоны», расследование возобновили в день повторного задержания Мифтахова, а само дело переквалифицировали на более тяжкую статью — хулиганство (часть 2 статьи 213 УК).
После задержания анархиста доставили в УВД по Северному административному округу, куда вызвали также Алексея Кобаидзе. Во время допроса Мифтахов заявил, что не участвовал в акции. На следующий день с Кобаидзе провели опознание, во время которого активист сказал, что не знаком с Митфаховым.
9 февраля
Засекреченный свидетель в маске под псевдонимом Петров узнал в Мифтахове участника акции у офиса «Единой России». Петров заявил, что опознал активиста по «выразительным бровям», но не смог назвать, во что был одет Мифтахов, и не вспомнил других фигурантов дела. Кроме того, мужчина объяснил, что в течение года не заявлял о преступлении, потому что сначала у него разрядился телефон, а потом он не имел возможности это сделать. По словам свидетеля, он решил обратиться в полицию после того, как в СМИ появилась информация о задержании Мифтахова.
В тот же день суд продлил задержание Мифтахова еще на 72 часа, меру пресечения тогда не избрали.
12 февраля
Головинский районный суд Москвы арестовал анархиста до 7 марта. Во время заседания Мифтахов заявил, что не участвовал в акции с разбитым окном и отрицает свою вину.
15 февраля
Анархисту предъявили обвинение в хулиганстве, совершенном группой лиц (ч. 2 ст. 213 УК).