Следственный комитет переквалифицировал обвинение в отношении националистки из Санкт-Петербурга Дины Гариной со ст. 282 УК (разжигание ненависти) на ст. 319 (оскорбление представителя власти). Об этом со ссылкой на адвоката Международной правозащитной группы «Агора» Виталия Черкасова сообщает «Медиазона».
Ранее активистку обвиняли в возбуждении ненависти или вражды по признаку принадлежности к социальной группе «сотрудники Центра по противодействию экстремизму». Статья об оскорблении сотрудников Центра «Э» — небольшой тяжести, срок давности по ней уже истек.
Черкасов рассказал «Медиазоне», что исключенные теперь из обвинения «составы статьи» были добавлены в дело только чтобы укрепить его для прокуратуры и суда:
Отпали два дополнительных состава статьи об экстремизме. Они появились на излете предварительного следствия и, как полагает защита, ими дополнили уголовное дело, чтобы укрепить его, потому что оно объективно трещало по швам. Это дело неоднократно возвращали следователю для производства дополнительного расследования: сначала из суда, а потом и из прокуратуры… Появилось обвинение в оскорблении представителя власти, однако по нему явно истек срок привлечения к уголовной ответственности. Раз снова предъявили обвинение, защита чести мундира по этому делу становится для следствия принципиальной.
В августе прокуратура вернула дело Гариной на доследование.
В конце июля Черкасов писал в фейсбуке, что следователь нарушил предусмотренное ч. 1 ст. 198 УПК право обвиняемой и защитника. Он ознакомил адвоката и Гарину с постановлением о назначении экспертизы тогда, когда само заключение экспертов уже было готово. Скрыв этот факт, следователь принял от Черкасова ходатайство, в котором защитник просил заменить экспертное учреждение. После обращения внимания на этот момент прокурор не увидел нарушения прав Гариной и Черкасова.
1 февраля Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга вернул в прокуратуру Центрального района уголовное дело Гариной для устранения нарушений.
Дело было возбуждено в связи с выступлением активистки на митинге в марте 2015 года, во время которого Гарина негативно отозвалась о работе сотрудников Центра противодействию экстремизму.
Следственный комитет по Санкт-Петербургу пять раз отказывал в возбуждении дела в отношении активистки, отказываясь считать сотрудников ЦПЭ отдельной социальной группой. Наконец, с шестой попытки дело все-таки было возбуждено, причем экспертизы, проведенные по инициативе защиты, к делу не приобщили. В экспертизах следствия перед экспертами среди прочего ставили вопросы о наличии в выступлении Гариной признаков возбуждения ненависти, хотя по закону на это может ответить лишь суд.
В марте 2016 года активистка уже была осуждена по части 1 статьи 282 и части 2 статьи 280 УК (публичные призывы к экстремистской деятельности) за публикации в социальных сетях.