Первый кассационный суд отменил приговор Алексею Москалеву по статье о повторной дискредитации российской армии (ч. 1 ст. 280.3 УК). Об этом сообщил его адвокат от ОВД-Инфо Владимир Билиенко.
Уголовное дело отправили на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию. Москалеву избрали меру пресечения в виде двух месяцев содержания в СИЗО.
Во время заседания прокурор заявил, что осужденному вынесли довольно мягкий приговор, учтя смягчающие обстоятельства, добавляет RusNews. Адвокат же напомнил, что в деле присутствовало отягчающее обстоятельство — «совершение преступления в условиях вооруженного конфликта». Он считает, что даже в том случае, если бы Москалев признал свою вину, это отягчающее обстоятельство нельзя было бы к нему применить, поскольку на территории Тульской области, где проживал его подзащитный, не велись боевые действия, передает SOTAvision. «Можно и при краже курицы где-нибудь на Чукотке указать военные действия как отягчающее обстоятельство», — возмутился Билиенко.
Москалев успел рассказать, что ему разрешают созваниваться с дочерью только один раз в неделю по пятнадцать минут.
28 марта мужчину приговорили к двум годам колонии по статье о повторной дискредитации армии из-за постов в «Одноклассниках». В июле приговор ужесточили, запретив Москалеву в течение двух лет администрировать интернет-ресурсы. Его отправили отбывать наказание в ИК-6 в Новомосковске (Тульская область), где несколько раз водворяли в ШИЗО.
12 апреля стало известно, что Москалева, сбежавшего из-под домашнего ареста 27 марта, экстрадировали в Россию из Беларуси. Мужчина рассказывал, что во время его задержания в Минске 30 марта силовики сильно его избили руками и ногами по груди и спине, отбили мышцу на правой ноге, а также нанесли несколько ударов по голове.
Семья Москалева попала во внимание силовиков после того, как его дочь Маша нарисовала на уроке ИЗО антивоенный рисунок. Сначала девочку забирали в полицию, а в декабре 2022 года на ее отца завели уголовное дело. В марте его поместили под домашний арест, а Машу — в реабилитационный центр: Комиссия по делам несовершеннолетних утверждала, что под домашним арестом ее отец не сможет осуществлять родительский контроль. Чиновники также требовали ограничить отца и мать Маши в родительских правах, но 21 марта суд прекратил соответствующее дело. Сама Маша сейчас находится у матери, которая с ней не общалась более семи лет и жила со своей семьей под Тамбовом.
22 декабря Поводом для отмены приговора Москалеву стали существенные нарушения уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела, сказано в постановлении суда.
Кассация пришла к выводу, что суд первой инстанции не проверил должным образом данные о компетентности и квалификации экспертов, которые проводили психолого-лингвистическую экспертизу, а апелляция оставила нарушения без внимания. Кассационный суд отметил, что у одного эксперта есть образование в области лингвистики и политологии, а у другого — математики и педагогики, а сами они работают лингвистом-переводчиком и специалистом по культурологии в «Центре социокультурных экспертиз». При этом ни у кого из них нет сертификатов или дипломов, подтверждающих квалификацию в области психологии.
Кроме этого, по закону, в заключении экспертизы должно быть прописано, какие выводы и какой объем работ сделали каждый из экспертов. Однако в материалах дела Москалева были представлены общие выводы обоих специалистов, отметила кассация.
- Подробнее о ситуации вокруг Алексея и Маши Москалевых мы рассказывали в нашей хронике.
- С 24 февраля 2022 года — первого дня полномасштабного вторжения в Украину — жители российских городов ежедневно выходят на антивоенные акции и говорят о трагедии в сети. Антивоенные выступления и высказывания становятся поводом для уголовного преследования. На данный момент фигурантами уголовных дел, возбужденных из-за протеста против войны с Украиной, стали более 750 человек. Подробнее об этом — в нашей инфографике.
- Статью 280.3 (Публичные действия, направленные на дискредитацию вооруженных сил Российской Федерации) включили в Уголовный кодекс в марте 2022 года — таким образом правительство отреагировало на антивоенные выступления и высказывания, а также распространение информации о войне, не исходящей из официальных российских источников. 14 марта 2023 года Госдума приняла поправки, увеличивающие максимальное наказание по этой статье, с тех пор оно составляет семь лет лишения свободы.