2-й Западный окружной военный суд в Москве приговорил к 12 годам колонии гражданку Украины Кристину Любашенко, которую случайный знакомый угрозами вынудил провести акцию с запуском шаров с бело-сине-белым флагом. Об этом рассказывает «Медиазона».
Прокурор, учтя смягчающие обстоятельства, требовал назначить женщине еще больше: 15 лет лишения свободы.
Любашенко задержали в Москве 8 мая 2023 года, когда она приехала на Воробьевы горы с белыми воздушными шариками с привязанным к ним бело-сине-белым флагом: власти считают его символикой признанного «террористическим» легиона «Свобода России». Этот эпизод стал поводом для возбуждения дела по статье об участии в террористической организации (ч. 2 ст. 205.5 УК).
Ранее в тот же день, по версии следствия, женщина, находясь в съемной квартире в подмосковном Долгопрудном, поставила на окно музыкальную колонку и включила на ней запись с антивоенной речью на фоне гимна Украины. Это силовики посчитали распространением военных «фейков» в составе группы лиц по мотивам ненависти или вражды (пп. «б» и «д» ч. 2 ст. 207.3 УК).
Адвокат Любашенко Людмила Посмитная рассказала на заседании подробности дела своей подзащитной. После начала полномасштабного вторжения Любашенко и ее семья — включая маленьких дочерей, больную раком мать и дедушкой с деменцией — смогли уехать из Киева в Швейцарию, где получили убежище. Вскоре, однако, семья столкнулась с финансовыми трудностями: денег на жизнь в новой стране едва хватало.
Любашенко познакомилась с соседом по имени Виталий Юрченко и, по-видимому, поделилась с ним собственной финансовой ситуацией. Как выразилась Посмитная, Юрченко «выдавал себя за беженца из Украины». Он начал давать женщине деньги в долг, но позже предложил поехать в Москву, чтобы за вознаграждение провести там «мирную акцию против войны» — запустить желто-синие шарики.
Адвокат подчеркивает: «ни о флаге в цветовой гамме бело-сине-белый, ни о колонках, из которых должен транслироваться гимн Украины и текст, никакой речи на тот момент не велось». Подсудимая подтвердила это.
5 мая 2023 года Любашенко прилетела в Москву; билет в один конец ей купил Юрченко, он же снял квартиру в Долгопрудном. Как отмечает адвокат, Юрченко «хорошо ориентировался» в Москве и Подмосковье. После прибытия от него поступило новое требование: женщина должна была выставить колонку с антивоенной речью на окне. По словам Любашенко, она сперва пыталась отказаться, но знакомый стал угрожать ей, что обратится в органы опеки, и оставшихся в Швейцарии дочерей заберут в детский дом. Это вынудило женщину согласиться. Переписка с шантажом, уверяет адвокат, есть в материалах дела.
Помимо антивоенной речи в колонке, Любашенко должна была в тот же день, 8 мая, запустить на Воробьевых горах шары. Как сказал ей Юрченко, к ним должен быть прикреплен «символ мира» — бело-сине-белый флаг. Женщина должна была забрать готовый флаг из схрона, но не нашла его, и потому сделала полотно из кусков ткани самостоятельно.
Любашенко задержали как только она приехала на место и запустила шарики. Адвокат Посмитная подчеркивает, что оперативники вряд ли могли сходу определить в привязанном к ним полотне бело-сине-белый флаг: «к белым шарам привязана ткань белого цвета, но, так как данная ткань крепится за один конец, то абсолютно не видно, есть ли на ней полосы». Ранее в суде допрашивали произведшего задержания оперативника. Тот рассказал, что у руководства была информация о том, что «некое лицо будет устраивать протестную акцию», но Любашенко он якобы заметил случайно.
«Каким же профессиональным чутьем обладают наши оперативные сотрудники, что смогли сразу распознать в выходящей из такси девушке с шариками экстремистку и террористку, ведь это так необычно — встретить на улицах Москвы девушку с шариками», — прокомментировала это утверждение Посмитная.
Говоря о доказательствах вины своей подзащитной, адвокат Людмила Посмитная обратила внимание, что единственным таким доказательством являются протоколы допроса с признательными показаниями от 10 мая, и они составлены с нарушениями. Силовики утверждали, что провели допрос в ИВС, где нет компьютера или принтера, однако показания в протоколах напечатаны, а не заполнены от руки. Кроме того, Любашенко на допросе представлял адвокат по соглашению Василий Доморадский из Ростовской области. Ни сама подзащитная, ни ее близкие, такого адвоката не нанимали. По мнению адвоката, следователь пришел в ИВС к Любашенко с «заранее составленными протоколами допросов» и собственным «карманным адвокатом».
В ходе допроса «Любашенко, не читая и вникая в текст заранее составленных показаний, подписывает данные протоколы, так как и следователь, и адвокат убеждают ее, что с ней ничего страшного не будет, скоро дело направят в суд, там осудят на условный срок за хулиганство, и она вернется к себе домой», — рассказывает адвокат. Действительно, 11 мая прошлого года женщину поместили под стражу именно по статье о хулиганстве (ч. 2 ст. 213 УК), но позднее обвинение утяжелили. В суд дело поступило во второй половине мая, рассмотрели его всего за два заседания.
Адвокат просила суд закрыть дело из-за отсутствия состава преступления. Кристина Любашенко рассказала, что не признает вину, и сказала последнее слово на украинском языке. «Як це діло зробилось, я думаю, вам всім зрозуміло», — цитирует «Медиазона».
- Легион «Свобода России» — воинское подразделение Вооруженных сил Украины, сформированное, главным образом, из российских военнопленных и добровольцев. В марте 2023 года Верховный суд России признал организацию «террористической» и запретил ее деятельность. Россиян нередко привлекают к административной ответственности за символику, используемую легионом, в том числе бело-сине-белый флаг.
-
С 24 февраля 2022 года — первого дня полномасштабного вторжения в Украину — жители российских городов ежедневно выходят на антивоенные акции и говорят о трагедии в сети. Антивоенные выступления и высказывания становятся поводом для уголовного преследования. На данный момент фигурантами уголовных дел, возбужденных из-за протеста против войны с Украиной, стали более 950 человек. Подробнее об этом — в нашей инфографике.
-
Статью 207.3 (Публичное распространение заведомо ложной информации об использовании вооруженных сил Российской Федерации) включили в Уголовный кодекс в марте 2022 года — таким образом власти отреагировали на антивоенные выступления и высказывания, а также распространение информации о войне, не исходящей из официальных российских источников. Максимальное наказание по статье — 15 лет лишения свободы.