Северный флотский военный суд 5 апреля вынес приговор двум жителям Мурманска — 32-летним бывшим одноклассникам Александру Левадному и Илье Садкову, обвиняемым по делу о поджоге военкомата. Имена мужчин стали известны из карточки в Апелляционном военном суде, внимание на нее обратила «Медиазона».
Как удалось выяснить «Медиазоне» от источника, знакомого с уголовным делом, Левадного приговорили к 17 годам лишения свободы. Его признали виновным по статьям о склонении к теракту и госизмене (ч. 1.1 ст. 205.1 УК, ст. 275 УК). Садкову назначили 14 лет лишения свободы. Его осудили по статьям о теракте, повлекшем причинение значительного имущественного ущерба, и хранении наркотиков (п. «в» ч. 2 ст. 205 УК, ч. 2 ст. 228 УК). Первые три года оба мужчины проведут в тюрьме, остальные — в колонии строгого режима. Оба сообщили о пытках, которым они подверглись во время следствия.
Сам поджог произошел 23 февраля 2023 года — в окно одного из мурманских военкоматов бросили бутылку с зажигательной смесью; в результате никто не пострадал. Огонь распространился на 0,5 квадратных метра, обгорела оконная рама. В начале марта 2023 года Илью Садкова задержали. По словам источника «Медиазоны», Садков признал вину и сказал, что умысел поджечь военкомат у него сформировался самостоятельно «в связи с личным желанием воспрепятствовать российской армии». Однако следователь заказал экспертизу личных разговоров между Садковым и его другом детства — Александром Левадным, — которые те вели во время личных встреч и по телефону. Как выяснилось, оперативники фиксировали эти диалоги в ходе различных оперативно-розыскных мероприятий.
Как рассказал источник «Медиазоны», Левадный и Садков — друзья детства. До уголовного дела Садков был безработным, а Левадный был сотрудником рыболовного предприятия «Антей-Север». У Левадного в Украине живут друзья и родственники, поэтому после начала полномасштабного вторжения он негативно отнесся к вводу российских войск в Украину. При этом он не высказывался по поводу войны в соцсетях, а свою позицию обсуждал только с друзьями — например, с Садковым, — и читал информацию о военных действиях в телеграм-каналах.
По словам собеседника «Медиазоны», Левадный не знал о том, что Садков собирается бросить коктейль Молотова в военкомат — разговоры о поджогах между друзьями действительно были, но не касались никакого конкретного здания и представляли собой абстрактное обсуждение. Тем не менее экспертиза пришла к выводу, что именно Левадный «уговорил» друга совершить поджог военкомата.
Обвинения против Левадного по статье о госизмене основывается на прослушках его телефонных разговоров с другом из Украины, воевавшим на стороне ВСУ. Как уточняет источник «Медиазоны», в материалах дела прослушки фигурируют в качестве отрывков длиной не более трех секунд и не дают полного контекста разговора. Почему и когда именно спецслужбы решили установить прослушку на устройстве Левадного, неизвестно.
Источник «Медиазоны» предполагает, что в деле против Левадного могла иметь место провокация. В суде выступала уроженка Украины, с которой мужчина познакомился на сайте знакомств «Мамба». Характеризуя Левадного, она заявила, что тот поддерживал ВСУ и придерживался неонацистской идеологии. В ходе одного из разговоров с другом из Украины Левадный действительно говорил, что «лучше перейдет на сторону ВСУ, чем будет убивать украинцев». Однако этот разговор состоялся после того, как мужчина обнаружил в своем почтовом ящике повестку в военкомат. При этом допрошенный в суде сотрудник военкомата заявил, что таким образом документ вручить не могли. Поэтому источник «Медиазоны» считает, что повестка могла быть фейком, придуманным, чтобы спровоцировать уже стоявшего на прослушке Левадного на более радикальное высказывание.
По словам того же источника, оба фигуранта дела пережили пытки. Левадного задержали 2 марта, а арестовали — 4 марта. В течение двух дней его пытали электричеством, однако в суде вопрос пыток не рассматривался, так как Левадный признал вину и сказал, что травмы получил в результате падения, говорит источник. Садкова также избили до ареста, его травмы оформили как полученные в результате сопротивления при задержании.
- С начала полномасштабной войны с Украиной в разных городах России происходят поджоги военкоматов и административных зданий, после объявления «частичной» мобилизации они участились. Глава МВД Владимир Колокольцев 2 апреля заявил, что за эти два года силовики установили 438 человек, причастных к таким поджогам. Некоторые из уголовных дел в связи с поджогами военкоматов, а также отделов полиции, ФСБ и административных зданий перечислены в нашем гиде по «антивоенному делу». ОВД-Инфо предполагает, что хотя бы часть из этих действий явилась ответом на военную агрессию со стороны России.