На Арбате продолжают задерживать музыкантов: 1 августа в местный отдел полиции был доставлен Александр Приймак, гитарист, приехавший в Москву из Луганска. Музыкант рассказал ОВД-Инфо, как произошло задержание.
Я стоял с комбоусилителем и гитарой напротив ресторана «Шашлык-Машлык», где памятник Окуджаве. Играл, баловался себе с гитарой, денег ни у кого не просил. Ко мне подошел подполковник Коцур (заместитель начальника ОВД «Арбат» — ОВД-Инфо) в гражданском. Он очень целенаправленно шел ко мне — я прямо издалека его фигуру заприметил. Представился по документам и, особо меня не выслушивая, особо не расспрашивая, попросил пройти с ним в отделение. Я: «Что такое?» Он: «Пойдем, узнаешь». Я говорю: «Ну хорошо, я иду, соглашаюсь, по вашему личному пожеланию, но, может быть, вы мне все-таки объясните?» Он начал говорить, что я деньги собираю — вроде как чехол на земле лежит. Я говорю: «А где чехлу лежать-то?» Вот такое непонятное собеседование. Так мы дошли до отделения. Ничего он мне не предъявил, никакую статью не зачитал, что я нарушаю. Я человек послушный, да еще я сам с другой страны, с Украины — мало ли что, подчинился.
Он меня привел и пошел дальше ходить по Арбату, насколько я знаю. В отделении пошли разборки, меня начали обвинять в том, что я собираю деньги, с комбоусилителем шумлю или мешаю — они сами не определились, что именно я нарушаю: то ли скопления людей из-за меня происходят, то ли я деньги собираю не по закону. А рядом со мной никто не стоял, я никому не мешал, Коцур первый ко мне подошел — не понравился я ему, наверно. В отделении он появлялся иногда, контролировал процесс. В итоге по протоколу получилось, что я торговлей занимался. В скобочках указано, что использовалась гитара, комбоусилитель, пел для людей.
Меня забрали в восемь вечера, где-то без двадцати час я дождался понятых, без них я не собирался ничего отдавать — у меня же забрали всё. Гитара и усилитель остались там. Успел на метро. Мне показалось, что там в отделении немного бардак творился, и я уже рад был тому, что понятые нашлись.
3 августа я ходил в другое здание (управу района Арбат — ОВД-Инфо), разбирался, что и как, мне выдали протокол об административном правонарушении и штраф выписали.
Комментарий юриста Бориса Маматова, представляющего интересы задерживаемых музыкантов
Александра оштрафовали на две с половиной тысячи. Гитару и усилитель не отдают, пока не оплатит. Я ему посоветовал оплатить штраф, а потом у него есть право обжаловать, если он захочет. Сейчас идет кампания против уличных музыкантов, художников, речевиков, акробатов, циркачей. Мы, юристы, занимаемся этой историей вместе с музыкантами. Когда Александра задержали, ему дали наш телефон, он с нами связался. Мы с ним пошли в управу, и ему выписали штраф. В связи с этим у нас вопрос. Когда полиция его задерживала, они должны были составить протокол, на каком основании задержали, рапорты, там должны быть объяснения. При составлении протокола должны быть понятые. Если ему выписывают административный штраф, мне интересно, что они сделали с теми бумагами, которые оформляли в отделении? Уничтожили? У них должно быть какое-то процессуальное решение. Они часто, бывает, нарушают процедуры. Они везут человека, а потом там, в отделении, начинают все эти бумаги писать о том, что было и чего не было. Нарушением является уже то, что они там эти бумаги пишут, они должны на месте их составлять. Непонятно, как у них полиция взаимодействует с управой: почему штраф ему выписали в управе? Их можно было бы за это зацепить. Надо было бы написать жалобу, чтобы была проведена проверка, чтобы показать эти обстоятельства. Они обязаны будут провести проверку. Но всё зависит от Александра.
Мы занимаемся делами и других музыкантов. У Максима Демидова забрали гитару и до сих пор не вернули. Мы нашли с ним человека, который проводит проверку. По закону есть время на проверку, мы пока наезжать не стали, но под контролем держим. Но я ему посоветовал еще и в прокуратуру написать, поскольку прокуратура имеет право надзирать над проведением проверки. Есть еще дело Артура Фоменко (задержан 30 июня на Никольской, у музыканта отобрали саксофон — ОВД-Инфо), 10 августа будет суд. Оштрафовали на десять тысяч.